Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы и методы осуществления государственных функций
Решая какую-либо задачу, государство прежде всего устанавливает общий порядок поведения участников регулируемых отношений, то есть создает нормы права – общеобязательные, формально определенные правила поведения. Эта форма осуществления функций государства называется правотворческой, так же, как и деятельность компетентных органов государства по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, то есть являющихся их источниками в юридическом смысле. Особое значение при этом имеет деятельность высших органов государственной власти (парламента) по изданию законов, то есть нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и верховенством в системе нормативно-правовых актов [11, с.41]. Затем осуществление функций государства перемещается в область правоприменения, реализуемого в оперативно-исполнительной и правоохранительной нормах. Оперативно-исполнительная – это властная деятельность исполнительно-распорядительных органов государства, связанная с рассмотрением повседневных вопросов государственного управления и осуществляемая путем принятия в пределах права, правовых документов, имеющих индивидуальный характер и содержащих решения по конкретным делам. В этой форме упорядочиваются отношения между различными субъектами права: гражданами, органами, государствами, общественными организациями и другими. При этом устанавливаются их взаимные права и обязанности в экономической, социальной и иных сферах жизни общества. Правоохранительная форма осуществления функций государства предполагает властную деятельность специально созданных государственных органов (органы внутренних дел, прокуратура, суд, арбитраж) по охране норм права от нарушений и применению предусмотренных правовыми нормами мер государственного воздействия к правонарушителям. В процессе этой деятельности принимаются правоохранительные акты применения права (приговоры и решения судов, протесты прокуроров и другие), служащие цели Восстановления нарушенного права и реализации юридической ответственности в отношении нарушителей велений государства [12, с.32]. В этой форме наиболее существенно проявляется государственное принуждение, которое применяется к тем, кто добровольно не выполняет требование правовых норм. Помимо рассмотренных правовых форм осуществления функций государства выделяются неправовые (организационные) формы, которые в отличие от правовых не влекут юридических последствий. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и другое. Метод убеждения является основным методом осуществления функций государства только в том случае, если оно опирается на широкую социальную базу. Это происходит тогда, когда политика государства соответствует интересам большинства общества и, кроме того, понятна населению. Поэтому так необходима широкая разъяснительная работа, имеющая целью убеждения масс в справедливости и целесообразности мероприятий, проводимых государством, и привлечение их к активному участию в осуществлении функций государства. Для некоторых функций характерно сочетание государственных и общественных начал. Общественные организации и объединения помогают государству выявлять интересы и волю различных социальных групп, имеющихся в обществе, создавать реальные возможности участия их в управлении делами общества. Следует указать, что в решении вопросов о функционировании государства могут быть и новые направления. Высказываются, что функции государства не являются всегда застывшими и неизменными. В зависимости от конкретно-исторических условий меняются и методы осуществления функций государства. Обратимся к правовой функции государства и непосредственно к правоохранительной деятельности. Правоохранительная деятельность включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, привлечению к юридической ответственности, охране прав и свобод граждан и так далее правовое регулирование проявляется не только в установлении прав и обязанностей. Нередко бытует представление, что достаточно издать нормативный акт и цель по упорядочению общественных отношений будет достигнута. Однако правовое регулирование предполагает не только движение в одном направлении (от государства к субъектам права), но и обратную связь [13, с.32]. Но следует отметить, что кроме правовых форм и методов реализации функций государства, в России существуют, к сожалению, антиправовые формы осуществления функций государства. Например, расстрел мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске, в годы перестройки в Риге ОМОН расправлялся с демонстрантами. Но вопреки заверениям высоких милицейских чинов, что ОМОН не будет избивать невинных людей, применение силы остается реальностью в милицейской практике и в наше время. Социальная роль милиции, органов безопасности, внутренних войск, государственных инспекций не может быть правильно понята вне ее полномочий прибегать в случае крайней необходимости к физическому принуждению. Это говорит о нарушении прав человека, и, следовательно, антиправовые методы должны регулироваться и подвергаться контролю. Таким образом, главной целью функций государства является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписанию правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости [15, с.32].
|