![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Образ русского народа в поэме
В центре некрасовской поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ кормильца и хранителя родной земли. Некрасов рисует, говоря словами В. И. Ленина (из его статей о Л. Н. Толстом), народное море, взволнованное до самых глубин, крестьянские массы, которые только что вышли на свободу из крепостного права и увидели, что эта свобода означает новые ужасы разорения, голодной смерти, бездомной жизни. Поэма отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, крестьянскую жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни пахаря-рождение ребенка и крестины, свадьба и похороны, труд на поле и работа на стороне, страда и ярмарка, пир и голод, мнимое освобождение, бунты, допросы, порка, тюрьма, рекрутчина - все вместилось в поэму. Рассказ о путешествии странников в поисках счастливого позволили автору населить страницы поэмы бесчисленным множеством персонажей. На своем пути семеро мужиков встречают крестьян-пахарей, бывших дворовых, мастеровых, солдат, скоморохов, старообрядцев, мелких торговцев-коробейников, странников-богомольцев и других людей из народа. И каждый из этих персонажей – живой человек, наделенный своеобразными, только ему присущими чертами. Как удается поэту в нескольких строках нарисовать запоминающееся человеческое лицо, а иногда и целую человеческую жизнь? Поэт умеет найти такую портретную или бытовую деталь, которая выявляет в человеке главное, особенно для него характерное. Вспомним сменяющие друг друга образы крестьян в главе Счастливые. Лишь несколько штрихов – и человек предстает перед нами как живой. Вот один из счастливых: Желтоволосый, сгорбленный Подкрался робко к странникам Крестьянин-белорус. Один только внешний штрих сгорбленный, одна деталь, рисующая движения, походку (подкрался робко) - и мы видим этого изголодавшегося, приниженного бедняка. Какой страшной должна быть жизнь, если все счастье человек видит лишь в хлебе. Крестьянин-белорус искренне чувствует себя счастливым: ...А ныне, милость божия! - Досыта у Губонина Дают ржаного хлебушка, Жую - не нажуюсь! Еще одна деталь дополняет этот трагический образ: уважительно, любовно говорит белорус – не хлеб, а хлебушко. Некрасов в своей поэме рисует и отдельных представителей народа, и массовые сцены. Мы видим толпу крестьян, и в этой толпе мелькают выразительные лица, чьи-то голоса выделяются в нестройном, многоголосом хоре. Явление, которое часто наблюдается в лирике Некрасова, - многоголосие – получает блестящее развитие на страницах его поэмы. Мастер речевой характеристики, поэт вводит в массовые сцены реплики, словечки столь характерные, что за ними встает подчас целая жизнь, раскрывается миросозерцание народное. Для этого поэт находит в сокровищнице русской речи такое ...слово меткое, Какого не придумаешь, Хоть проглоти перо. Вспомним дорогу многолюдную в главе Пьяная ночь: Дорога стоголосая Гудит! Что море синее, Смолкает, подымается Народная молва. В этом море людских голосов выделяются совсем короткие реплики, а какой в них глубокий смысл! Вслушаемся в голоса крестьян: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана... Это о пресловутой воле... А вот о царских чиновниках, только что пронесшихся по дороге на тройке с бубенчиками: - А я к тому теперича: И веник дрянь, Иван Ильич, А погуляет по полу, Куда как напылит Вот другого рода слова - о жизни самих крестьян: В канаве бабы ссорятся, Одна кричит: Домой идти Тошнее, чем на каторгу! Другая: Врешь, в моем дому Похуже твоего! Так раскрываются сквозные темы поэмы: судьба народа в пореформенную эпоху, ненависть народа к его поработителям. Сюжет поэмы постоянно осложняется новыми мотивами, которые позволяют с разных сторон охарактеризовать народную жизнь, раскрыть многогранность и сложность русского характера. Действие поэмы происходит в основном в сельской местности, поэтому здесь практически отсутствует городской мотив. Но нельзя утверждать, что городская тематика в произведении абсолютно не затрагивается. Мотивы города и деревни тесно связаны между собой; ведь жизнь городских низов — это, в сущности, жизнь тех же самых крестьян, но только не в деревенском, а в городском их быту: то же нищенское существование, та же неудовлетворенность жизнью, те же постоянные унижения и оскорбления. Правда, город в поэме все же упоминается в главе " Губернаторша", когда Матрена Тимофеевна приходит в губернский дворец с просьбой вернуть мужа. Сцена у парадных дверей, разговор крестьянки со швейцаром напоминает стихотворение " Размышления у парадного подъезда", когда мужики, толпясь у главного входа некоего правительственного учреждения, просят " допустить" их. Отличие заключается лишь в том, что Матрене Тимофеевне удается добиться встречи с губернаторшей и заслужить ее расположение. Лирику Некрасова и его поэму объединяет также сама конструкция стиха. Часто стихи написаны в форме диалога барина и простого человека, причем речь крестьянина обычно доминирует (" В дороге", " Песня Ерёмушке" и т. д.), или в форме песни, рассказывающей о тяжелой жизни народа (многие стихи, даже так и называются: " Песня Ерёмушке", " Колыбельная песня"...). В поэме " Кому на Руси жить хорошо" сами странники ведут беседу с простыми людьми, расспрашивая об их жизни, — глава " Счастливые" и др. Музыкальность же, песенный напев — характерная особенность всей поэмы. Но наиболее полно и глубоко этот жанр устного народного творчества раскрывается в главе " Пир — на весь мир", где на страницы произведения вводятся целые песни: " Веселая", " Барщинная", " Голодная", " Солдатская", " Соленая", " Русь"). Можно заметить, что в поэме сильно фольклорное начало (не только песни, но и сказочный зачин, легенды и мифы, обилие загадок, пословиц и поговорок). Одновременно усиливается и антикрепостнический настрой, что тоже во многом объединяет поэму с лирикой. В " Псовой охоте" Некрасов не только воспевает охоту как некую барскую прихоть. Нельзя не заметить сатирической направленности стихотворения. Описывая жизнь барина, поэт щедро иронизирует: Выпив изрядно, поужинав плотно, Барин отходит ко сну беззаботно, Завтра велит себя раньше будить. Чудное дело — скакать и травить! Чуть не полмира в себе совмещая, Русь широко протянулась, родная! Много у нас и лесов и полей, Много в отечестве нашем зверей! Нет нам запрета по чистому полю Тешить степную и буйную волю. В поэме " Кому на Руси жить хорошо" тоже есть отрывок, посвященный охоте с борзыми и гончими. Старинная русская забава — псовая охота — была едва ли не самым ярким штрихом дореформенной помещичьей жизни. Ой ты, охота псовая! Забудут все помещики, Но ты, исконно-русская Потеха! не забудешься Ни во веки веков! — восклицает помещик Оболдуев, вспоминая дорогие ему недавние времена крепостного права. Таким образом, тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным, главная в творчестве Некрасова. Перед смертью, кроме поэмы «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов создает еще один цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога за народ: Не русский — взглянет без любви На эту бледную, в крови, Кнутом иссеченную Музу… («О Муза! Я у двери гроба!..») Несмотря на пессимистическую тональность некрасовской лирики, в последних стихотворениях все же звучит надежда на возрождение России и вера в счастливое будущее народа: Но желал бы я знать, умирая, Что стоишь ты на верном пути, Что твой пахарь, поля засевая, Видит ветреный день впереди: Чтобы ветер родного селенья Звук единый до слуха донес, Под которым не слышно кипенья Человеческой крови и слез. («Что ни год — уменьшаются силы…») Не случайно и финальная часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо» звучит оптимистически: Рать подымается — Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая! Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка-Русь!
3.4. Женская тема в поэме " Кому на Руси жить хорошо"
Женская тема в поэзии Некрасова обширна и многогранна, она включает в себя и тему материнства, и рассказ о «тяжкой долюшке» крестьянки, и восхищение силой характера, твердостью духа, красотой души русской женщины, и преклонение перед ее непоколебимостью и стойкостью. В лирике Некрасова многие произведения посвящены именно женской теме: здесь описываются всевозможные жизненные ситуации и то, как в них проявляется женский характер. Можно вспомнить стихотворение «Тройка», представляющее собой как бы сжатую биографию героини, со всеми характерными жизненными вехами, отраженными и в сюжетной линии Матрены Тимофеевны Корчагиной — героини третьей части поэмы. В ее образе Некрасов также воплотил какую-то грань своего эстетического идеала. Здесь запечатлена духовная красота народного характера. Матрена Корчагина заключает в себе лучшие, героические черты, присущие русской женщине, которые пронесла она через страдания, лишения и испытания. Некрасов придал этому образу такое большое значение, так укрупнил его, что ему понадобилось посвятить ему целую третью часть поэмы. Матрена Тимофеевна вобрала в себя все лучшее, что порознь было намечено и в " Тройке", и в " Орине" — матери солдатской", и в Дарье из поэмы " Мороз, Красный нос". Та же впечатляющая красота, то же горе, та же несломленность. Трудно забыть внешний облик героини: Матрена Тимофеевна — Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. В " Крестьянке", так же как и в поэме " Мороз, Красный нос" и стихотворении " Тройка", песни, мечты, воспоминания главной героини открывают весь цикл крестьянской жизни: ничем не омраченное детство и юность (" мне счастье в девках выпало..."), свадьба — переломный момент в жизни девушки (" поблекло бело личико... и волюшка скатилася с девичьей головы..."), а затем безрадостная замужняя жизнь: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля — с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына-раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. (" Мороз, Красный нос")
А бабам на Руси Три петли: шелку белого, Вторая — шелку красного, А третья — шелку черного, Любую выбирай! В любую полезай... (" Кому на Руси жить хорошо") Можно заметить, что и в лирике Некрасова тема тяжелой женской доли играет определенную роль во всей женской тематике (" Тройка", " Вчерашний день, часу в шестом...", " Орина, мать солдатская" и т. д.): Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. (" Тройка") Плетка свистнула, Кровь пробрызнула... Аи! Лели! Лели! Кровь пробрызнула... (" Кому на Руси...") Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Русскую женщину Некрасов сравнивает с молчаливой Музой, которая вынуждена терпеть все обиды, унижения и оскорбления, не имея даже права защитить себя: Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: " Гляди! Сестра твоя родная! " (" Вчерашний день...") Терпи много кручинная, Терпи многострадальная, Нам правды не найти... (" Кому на Руси...") Интересно то, что социальная незащищенность крестьянина тесно связана с его природной незащищенностью. Крестьянин полностью находится во власти природных сил, его жизнь определяется временем года, погодой и т. д. Не случайно все упоминания о природе связаны прежде всего с теми сельскохозяйственными работами, которые ведутся в это время года. Такое своеобразие единения крестьянина с природой прослеживается и в лирике, и в поэмах Некрасова; лето, например", всегда связано со сбором урожая, с жатвой: Стала скотинушка в лес убираться, Стала рожь-матушка в колос метаться, Бог нам послал урожай! (" Мороз, Красный нос") Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос. (" Кому на Руси...") " Стой, ямщик! жара несносная, Дальше ехать не могу! " Вишь, пора-то сенокосная — Вся деревня на лугу. (" Песня Еремушке") Жизненный цикл тесно связан с циклом природным, и нарушение одного звена цепи естественно приводит к разрушению других — нарушается природная гармония, создается ощущение катастрофы, совершающейся в природе: Нет солнца, луна не взошла... Как будто весь мир умирает: Затишье, снежок, полумгла... (" Мороз, Красный нос") ...На небо глянула — Ни месяца, ни звезд. Сплошная туча черная Висела над деревнею... (" Кому на Руси...") Это нарушение природного ритма происходит, например, когда у Матрены Тимофеевны умирает сын Дёмушка, у Дарьи муж (" Мороз, Красный нос"), Орина теряет единственного сына (" Орина, мать солдатская"). Здесь затрагивается еще одна важная для Некрасова тема — тема материнства, безграничная, взаимная любовь матери и сына, перерастающая в любовь к Родине (" Рыцарь на час", " Орина, мать солдатская", главы " Песни", " Дёмушка", " Волчица"). Но рядом с этим постоянно присутствует мотив смерти, тоже играющий в произведениях немаловажную роль. Преждевременная смерть близкого человека как бы предвещает трагедию, обреченность и несостоятельность всей дальнейшей жизни. Но сама по себе смерть не так страшна, страшна именно незавершенность жизненного цикла, нарушение привычного твердого порядка. Это можно назвать еще одним мотивом, объединяющим лирику и поэму " Кому на Руси жить хорошо".
|