Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия и вненаучное знание
Вненаучное знание можно разделить: – на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.; – отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм (позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.) Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. В науке различают: – эмпирический уровень исследования – направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения; – теоретический уровень исследования – сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез. Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки. Идеалы науки – это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.
Связь науки и философии, ее эволюция и влияние на судьбы Ф. возникла в рабовладельческом обществе как наука, объединяющая всю совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производительной практики и накопления научных знаний происходил процесс “отпочкования” отдельных наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально-обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Ф. на первый план, т.к. то или иное его решение лежит в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Ф. на два противоположных направления – на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит основной нитью через всю историю Ф., составляет одну из основных ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием общества, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов. Уточнение специфической проблематики философской науки привело в ходе ее развития к вычленению в самой Ф. различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним относятся: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, психология, социология и история Ф. В тоже время в силу недостаточности конкретных знаний Ф. пыталась заменять недостающие связи и закономерности мира вымышленными, превращаясь тем самым в особую, стоящую над всеми другими науками, “науку наук”. Однако по мере роста и дифференциации знаний исчезли всякие основания для существования Ф. как “науки наук”. Могущество научного знания в его обобщенности, всеобщности, необходимости и объективной истинности. В отличие от искусства, которое отражает мир при помощи художественных образов, Н. постигает его в понятиях, средствами логического мышления. В противоположность религии, дающей извращенное, фанатическое изображение действительности, Н. строит свои заключения, опираясь на факты. Сила Н. в ее обобщениях, в том, что за случайным, хаотичным она находит и исследует объективные законы, без знания которых невозможна осознанная, целенаправленная практическая деятельность. Н. призвана не только объяснять существующее, но на основе знания объективных законов развития предвидеть будущее. Прогресс Н. заключается в том, что она переходит от раскрытия относительно простых причинно-следственных отношений и существенных связей к формулированию более глубоких и фундаментальных законов бытия и мышления. Н. тесно связана с философским мировоззрением, которое вооружает ее знанием наиболее общих законов развития объективного мира, теорией познания, методом исследования. Современной формой философии, способствующей правильному обобщению данных Н. и служащей методологической базой научного исследования, является диалектический материализм. Возникнув из потребностей общественно-производительной практики и непрерывно испытывая стимулирующее влияние последней, Н. сама, в свою очередь, сильно воздействует на ход развития общества.
• Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество — в философии или науке, какова их действительная взаимосвязь, породил множество позиций и интерпретаций этой проблемы. Каково же соотношение науки и философии? Наука явл. одной из форм постижения бытия, но выраж. собой лишь огранич., по сравнению с ф., знание, т.к. не касается бытия в целом. Наука - лишь одно из средств упорядочивания мира с позиции «опредмечивания сущего». Науки описывают локальные картины мира по сравнению с общефилософским представлением его в целом. В науке в качестве высшей выступает познават. ценность, в ф. установка на обязательное достижение истины отступает на второй план. В ф. более важной выступает цель личной удостоверенности в проблеме. Наука всегда направлена на предмет. Ф. на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя соотношение ф. и науки с течением времени менялось. Начальный этап: ф. — единств. наука, включ. всю совокупность знаний. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от ф. (нач. в XV-ХVI вв., предел - ХVII-ХVIII вв.) Конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретич. обобщения делала ф. ХIХ в.: наука частично перенимает у ф. теоретич. обобщение своих результатов. Научное фил. мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения фил. материализма. Ф. и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс ф. Ф. и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения. Ф. выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках. Сегодня необходим свободный обмен мыслями, мнениями как условие нормального развития фил. мысли. Научная ф. обязана стоять на точке зрения непредвзятого исследования. Особое значение приобретают исследования всемирно-исторических противоречий - человек и природа, природа и общество, общество и личность, решение собственно чел., гуманитар. проблем в связи с проблемами судеб цивилизации, с разрешением целого комплекса глобальных проблем. История науки - первая стадия характеризует зарождающуюся науку (преднауку), которая изучала преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Человек стремился построить модели таких изменений, с тем чтобы предвидеть результаты своих практических действий. Люди изучали вещи, их свойства и отношения, которые выявлялись самой практикой. Они фиксировались в познании в форме идеальных объектов, которыми мышление начинало оперировать как специфическими предметами, замещающими объекты реального мира. Эта деятельность мышления формировалась на основе практики и представляла собой идеализированную схему практических преобразований материальных предметов. Используя такого типа знания, можно было предвидеть результаты преобразования предметов, характерные для различных практических ситуаций, связанных с объединением предметов в некоторую совокупность; - вторая стадия — наука в собственном смысле слова. На данном этапе наука начинает строить фундамент новой системы знания как бы " сверху" по отношению к реальной практике и лишь после этого, путем проверки уже созданных из идеальных объектов конструкций, сопоставляет их с предметными отношениями практики. При таком методе исходные идеальные объекты черпаются уже не из практики, а заимствуются из ранее сложившихся систем знания (языка) и применяются в качестве строительного материала при формировании новых знаний. С развитием письменности, в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.
ЭВОЛЮЦИЯ НАУКИ
Религиозная, историческая стадия науки имеет ощутимый объем знаний и более разнообразную и труднопроизносимую терминологию (" Дух, Черт, Милость, Ангел, Аминь"). Религиозная наука достигает максимально популярной формы изложения, приблизительно стократно разбавляя информацию поэтическими повторами, импровизациями, художественными, архитектурными и ритуальными психотропными проводниками. Она унаследовала от предшествующей ступени науки некоторые элементы языка жестов.
|