Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках - статистика.
Общенаучными логическими приемами являются: индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается:
эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал - итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.
4наука как соц институт Наука по самой своей сути явление социальное. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой, конечно, не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В науке существуют свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей. Естественно, что способы социальной организации и взаимоотношений ученых на протяжении истории науки менялись в соответствии и с особенностями ее развития, с изменением ее статуса в жизни общества и с развитием самого общества в целом. Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. От деятельности десятков древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах, занимающихся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до современного пятимиллионного международного научного сообщества, объединенного профессионально, организовывающего свою деятельность как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах.
Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль но производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций. Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализации всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений (соглашения, переговоры) к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. Научная деятельность сегодня – это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по отдельным областям науки или даже отдельным ее проблемам, но и распределение различных функций в научной деятельности. Одни ученые оказываются более склонными к выдвижению идей, другие – к их обоснованию, третьи – к их разработке, четвертые – к их приложению, и эти их качества во многом определяют их место в исследовательской работе. Сегодня наука немыслима без менеджерских функций, без добывания средств для ее развития и умения их эффективно использовать. Жизнь в науке наполнена как творческими исканиями, так и рутинным трудом. В ней ученый ведет борьбу не только с познаваемой реальностью, но и вступает в сложные отношения со своими коллегами, с общественным мнением. От ученого требуется постоянное подтверждение его профессиональности, которое осуществляется через систему как объективной оценки продуктов ею труда, в частности через публикации, так и через общественное признание. Деятельность ученого стимулируется и оценивается не только оплатой труда, но и различного рода степенями, званиями, наградами. Жизнь в науке – это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание работ, идей ученого, а в силу самой специфики науки это и борьба за приоритет в полученном результате. Известно, как непросто утверждались в науке даже такие фундаментальные научные теории, как теория относительности, квантовая механика, генетика, теория эволюции, структурная лингвистика. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Способы организации и взаимодействия ученых менялись на протяжении сего исторического развития науки. В античности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в Средневековье – в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Возникновение науки как социального института связывают с кардинальными изменениями в общественном строе, в частности с эпохой буржуазных революций, которая дала мощный толчок развитию промышленности, торговли, строительству и т.д. Наука как соц.институт возникла в Западной Европе в XVI-XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и претендовала на определенную автономию. В системе общественного разделения труда она должна была отвечать за производство теоретического знания. Наука как соц.институт включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения. Внутри науки существуют /научные школы//, функционирующие как организованная и управляемая научная структура, объединенная исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемая, как правило, личностью выдающегося ученого.
В науковедении различают «классические» научные школы (возникли на базе университетов, расцвет их деятельности пришелся на вторую треть XIX в.) и современные («дисциплинарные») – пришли в начале XX в. в связи с превращением научно-исследовательских лабораторий и институтов в ведущую форму организации научного труда. Эти школы ослабили функции обучения и были сориентированы на плановые, формирующиеся вне рамок самой школы программы. Когда же научно-исследовательская деятельность переставала «цементироваться» научной позицией и стратегией руководителя, а направлялась лишь поставленной целью, «дисциплинарная» научная школа превращалась в научный коллектив.
Следующим этапом развития институциональных форм науки стало функционирование научных коллективов на междисциплинарной основе, которая обеспечивает появление новых открытий на стыках различных областей знания. Междисциплинаность утверждает установку на синтез знания, в противположность дисциплинарной установке на аналитичность. Она также содержит в себе механизм «открывания» дисциплин друг для друга, их взаимодополнения и обогащения всего комплекса человеческих знаний.
5классификациия наук: история и современность —Все науки обычно делятся на три группы: естественные науки, социальные и гуманитарные науки, формальные науки.
К естественным наукам относятся физика, химия, науки биологического ряда и др. Некоторые естественные науки, как, напр., космология, рассматривают исследуемые ими объекты в развитии иоказываются, т.о., близкими к гуманитарным наукам, а именно к наукам исторического ряда.
Др.естественные науки, как, к примеру, география или физическая антропология, формулируют сравнительные оценки и тяготеют к таким социальным наукам, как социология и экономическая наука.Поле естественных наук является, т.о., весьма разнородным. Различия отдельных естественных наукнастолько велики, что невозможно выделить какую-то одну из них в качестве парадигмы «естественно-научного познания». Идея неопозитивизма о том, что физика является тем образцом, на который должны ориентироваться все др. науки (исключая формальные), является контрпродуктивной. Физика не способнаслужить в качестве образца даже для самих естественных наук. Ни космология, ни биология, ни тем болеефизическая антропология не похожи в своих существенных чертах на физику. Попытка распространить наэти научные дисциплины методологию физики, взятую в сколь-нибудь полном объеме, не может привести куспеху, тем не менее определенное внутреннее единство естественных наук имеется: они стремятсяописывать исследуемые ими фрагменты реальности, а не оценивать их; даваемые данными наукамиописания обычно формулируются в терминах не абсолютных, а сравнительных понятий (временной ряд«раньше—позже—одновременно», пространственные отношения «ближе—дальше», каузальное отношение, отношение «вероятнее, чем» и т.п.). В число социальных наук входят экономическая наука, социология, политические науки, социальнаяпсихология и т.п. Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причемочевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительнымпонятиям. К гуманитарным наукам относятся науки исторического ряда, лингвистика (индивидуальная), психология и др. Одни из этих наук тяготеют к чистым описаниям (напр., история), другие — сочетаютописание с оценкой, причем предпочитают абсолютные оценки (напр., психология). Гуманитарные наукииспользуют, как правило, не сравнительные, а абсолютные категории (временной ряд «было—есть—будет», пространственные характеристики «здесь—там», понятие предопределенности, или судьбы и т.п.). Областьсоциальных и гуманитарных наук еще более разнородна, чем область естественных наук. Идея отыскатьнаучную дисциплину, которая могла бы служить образцом социогуманитарного познания, нереалистична.История, старающаяся избегать оценок и всегда обсуждающая прошлое только с т.зр. настоящего, неможет служить образцом для социологии или экономической науки, включающих явные и неявныесравнительные оценки и использующих временной ряд «раньше—одновременно-позже», непредполагающий «настоящего»; политические науки не способны дать каких-то образцов для психологииили лингвистики и т.д. Поиски парадигмальной социальной или гуманитарной дисциплины еще болееутопичны, чем поиски «образцовой» естественной науки. Между собственно социальными и гуманитарными науками лежат науки, которые можно назватьнормативными: этика, эстетика, искусствоведение и т.п. Эти науки формируют, подобно социальнымнаукам, оценки (и их частный случай — нормы), однако даваемые ими оценки являются, как правило, несравнительными, а абсолютными. В использовании абсолютных оценок нормативные науки напоминаютсобственно гуманитарные науки, всегда рассуждающие в координатах абсолютных категорий. К формальным наукам относятся логика и математика. Их подход к исследуемым объектам настолькоабстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности. Приведенная К.н. опирается на две оппозиции: «оценка — описание» и «абсолютные понятия сравнительные понятия». Все науки сначала делятся на естественные науки, тяготеющие к описанию всистеме сравнительных категорий, и социальные и гуманитарные науки, тяготеющие к оценке в системеабсолютных категорий; затем последние подразделяются на социальные, нормативные и гуманитарныенауки. Такая классификация не является единственно возможной. Существуют многообразные иныеоснования деления наук.
|