Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агностицизм






В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.

Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

Что же считается первичным в процессе научного познания — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.

 

16 научные методы теоретического и эмпирического исследования - два вида

научного знания, различение которых строится прежде всего на выделении эмпирического и теоретического исследования как двух основных направленностей, “векторов” научно-познавательной деятельности. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на реальный обкт, как он дан в наблюдении и эксперименте. Теоретическое же исследование специфично тем, что в нем ведущейявляется деятельность по совершенствованию и развитию понятийного аппарата науки, работа сразличного рода концептуальными системами и моделями. Оба этих вида исследования органическивзаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного познания. Эмпирическоеисследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретическихисследований, ставит перед ними новые задачи. С другой стороны, теоретическое исследование, совершенствуя и развивая понятийный аппарат науки, открывает новые перспективы объяснения ипредвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследование. Различение этих двух видовнаучного исследования и возникающих в связи с ними типов знания обнаруживается как в генетическомплане, в аспекте эволюции науки, поскольку т. н. эмпирическая стадия в истории науки предшествуетвозникновению теоретической стадии, так и в структуре развитой науки, где оно связано свзаимодействием теоретического аппарата науки и ее эмпирического базиса.

Не следует отождествлять оппозиции чувственное – рациональное (виды познания), эмпирическое – теоретическое (структурные уровни науки). Оппозиция чувственного и рационального базируется на различении двух основных познавательных способностей человека. Эмпирический и теоретический уровни науки различаются применяемыми в их рамках методами познания и характером полученных знаний.

Эмпирический (опытный) уровень научной деятельности характеризуется непосредственным взаимодействием с реальными объектами (или их заместителями – материальными моделями); теоретическое знание об объекте опосредовано эмпирической сферой. Приведенное различение эмпирического и теоретического не охватывает всего многообразия их соотношений в науках. Есть науки, в которых отсутствует эмпирический базис в строгом смысле этого слова (логика, философия). Есть науки эмпирические (фактографические, дескриптивные). Некоторые науки, зарождаясь как эмпирическо-дескриптивные, затем развивались в теоретические (география, биология). Бывает, что некоторые эмпирические направления наук приобретают статус отдельных научных дисциплин.

Основные методы получения эмпирического знания – наблюдение, эксперимент, моделирование и «встроенные» в них измерительные процедуры. К эмпирическим методам относятся и некоторые логические действия, направленные на обработку эмпирического знания: обобщение, систематизация, классификация.

Основные формы эмпирического знания: эмпирические данные, эмпирические факты, эмпирические законы, классификационные системы.

17 общелогические методы познания щелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Изучение предмета связано с конкретизацией общего представления о нем. Надо его расчленить (мысленно или физически) на составляющие части, а затем изучить их, выделяя свойства и при­знаки, прослеживая связи и отношения, а также выявляя их роль в системе целого. После этого части можно объединить в единый предмет и составить себе конкретно-общее представление, то есть такое представление, которое опирается на глубокое знание внутренней природы пред­мета. Эта цель достигается с помощью таких операций, как анализ и синтез.. Анализ — это расчленение целостного предмета на составляю­щие части с целью их всестороннего изучения. Синтез — это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция — это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Большое познавательное значение дедукции прояв­ляется когда в качестве общей посылки выступает новая научная идея. В этом случае де­дукция является отправной точкой зарождения новой теорети­ческой системы.

Познание постепенно, шаг за шагом, раскрывает внутренние существенные признаки предмета, связи его элементов и их взаимодействие друг с другом. Для того чтобы осуществить эти шаги, необходимо целый предмет расчленить на составляющие части, а затем изучить их, выделяя св-ва и признаки, прослеживая связи и отношения, а также выявляя их роль в системе целого. После того как эта познавательная задача решена, части вновь можно объединить в единый предмет и составить себе конкретно-общее представление, кот-е опирается на глубокое знание внутренней природы предмета. (Надо заметить, что согласно структурному методу, св-ва целого объекта определяются НЕ св-вами составляющих его частей, а хар-ром и типом взаимодействия составляющих элементов.)

Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения. Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Анализ и синтез явл-ся наиболее элементарными и простыми приемами познания, которые лежат в самом фундаменте чел-кого мышления.

В процессе исследования часто приходится, опираясь на уже имеющи­еся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к не­известному, можно либо использовать знания об отдельных фактах, либо, на­оборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях.

Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Основой индукции явл-ся опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе кот-х собираются отдельные факты.

Противоположностью индукции является дедукция, где, опираясь на общие знания, делают вывод частного хар-ра. В отличие от индукции, с кот-й дедукция тесно связана, она в основном используется на теор-ком уровне познания. Особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теор. системы. Созданное таким путем теор. знание предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных обобщений.

Т.о. индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ.

Моделирование – это метод изучения объектов с помощью моделей (копий), к-рые берутся место оригинала. Моделирование применяется тогда, когда исследовать реальный процесс невозможно. Этот метод широко применяют в системе образования. Моделирование может быть материальным (предметным) и идеальным (знаковым, информационным).

Абстрагирование – отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков; абстрагирование — теоретическое обобщение как результат такого отвлечения.

18 понятие закона науки Задача познания исследовать природу и общество как закономерный процесс движения и развития, подметить нечто общее, существенное, характерное для более или менее обширной группы явлений или для всех форм движения материи. Это общее, существенное, необходимое находит свое выражение в законах. Законы науки с большей или меньшей точностью отображают законы природы и общества, мышления.

Категория закон рассматривается в материализме и идеализме с противоположных позиций.

1. Идеалистическое направление в философии понимает под законом форму рассудочной деятельности, средстве упорядочивания ощущений и эмпирических данных, как это свойственно представителям субъективного идеализма, либо как мысленное воспроизведение человеком развития абсолютной идеи, что характерно для объективного идеализма Гегеля. Современные неопозитивисты трактуют закон как результат соглашения между учеными, удобные приемы мышления и не более того.

2. Материалистическое направление в философии исходит из того, что законы объективны по своему содержанию. Так, например, античные материалисты под законом понимали объективный порядок, внутренне присущий миру, естественный путь развития всех вещей. Современная материалистическая диалектика продолжает эту линию, полагая, что законы развития природы и общества носят объективный характер, а значит, и законы науки, которые более или менее точно отражают их, также объективны по содержанию и субъективны по форме своего выражения. Не всякая связь явлений есть закон. Она должна носить необходимый, устойчивый, повторяющийся характер, для того чтобы быть законом.

Таким образом, закон это устойчивая, общая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь явлений природы и общества.

Понятие закона отличается от понятия закономерности. Закон означает выраженную определённую связь, а закономерность многие связи (совокупность законов, действующих в одной области мира)

Классификация законов:

I. По степени общности:

- всеобщие – законы диалектики, имеющие универсальный характер;

- общие законы – характерные для большего круга явлений;

- частные законы – отражающие связи определенного круга явлений;

II. По форме проявления в зависимости от типа детерминации

- динамические – Динамические законы выражают более простую, однозначную связь. Это такая форма связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет все последующие. Зная первое, можно с большей степенью точности предвидеть вторые.

- статистические – Действие статистических законов характерно для больших групп явлений, где велика роль случайности. Иными словами, это законы средних чисел, которым подчиняется масса случайностей.

III. Кроме того, различают законы

- развития – (переход от одного состояния к другому)

- функционирования. – (способ существования систем в определенном качестве)

- строения (законы строения – анатомия)

IV. по длительности действия:

- вечные (диалектики),

- долговечные,

- недолговечные (законы развития общественных формаций).

Диалектические законы имеют объективный характер.

В диалектике выделяют три основных закона:

- единства и борьбы противоположностей,

- взаимного перехода количественных изменений и качественных изменений

- отрицания отрицания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал