Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место международного договора в системе источников МЧП;
Международным договором признается соглашение, заключенное между государствами. Международные договоры классифицируются по различным основаниям в зависимости: 1) от субъектов – многосторонние и двусторонние; универсальные и региональные; самоисполняемые и несамоисполняемые; 2) сферы международного частного права: договоры о правовой помощи, о правах человека, по вопросам права собственности, о международных расчетах, консульские конвенции и пр. В зависимости от количества государств, участвующих в подписании данного договора, они подразделяются на многосторонние, участниками которых являются более двух государств, а также двусторонние – два государства. Одним из ярких примеров двустороннего договора является Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и лицами других государств 1965 г., участниками которой являются 152 государства. Многосторонние конвенции бывают универсальными и региональными. Универсальные договоры заключаются государствами, принадлежащими к различным регионам земного шара, различным политическим системам. Региональные – это те соглашения, которые действуют в рамках одного региона, или региональной интеграционной группировки государств. Самоисполняемые договоры – это договоры, которые уже содержат в себе нормы-санкции и не требуют дополнительного принятия норм на внутригосударственном уровне. Несамоисполняемые – наоборот, требуют дополнительного регулирования на внутригосударственном уровне. Одним из основных источников международного частного права является внутреннее законодательство государств, состоящее из нормативно-правовых актов, принимаемых законодательными органами государств, регулирующих правоотношения, осложненные иностранным элементом. Обычно внутреннее законодательство как источник международного частного права подразделяют на два вида государств. 1. Государства, в которых действуют специальные законы, регулирующие общественные отношения, осложненные иностранным элементом. 2. Государства, в которых нормы международного частного права содержатся в различных законодательных актах. Что касается специальных законов, то, как правило, они включают в себя: 1) общие понятия; 2) определение применимого права в широкой сфере отношений; 3) вопросы международного гражданского процесса. Во внутреннем праве каждого государства, в котором не принимается отдельного акта по международному частному праву, а регулирование правоотношений, осложненных иностранным элементом, происходит с помощью ряда законодательных актов, регулирующих вопросы в этой области, правоприменение осуществляется с помощью таких актов (на примере Российской Федерации), как: Конституция Российской Федерации, Гражданский, Семейный, Трудовой, Земельный, Воздушный кодексы, а также ряд законов, например Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Все эти акты, а также многие другие в ряде своих статей регулируют отношения, осложненные иностранным элементом. Международный договор Российской Федерации был включен в российскую правовую систему Конституцией 1993 г. Позднее аналогичное положение было закреплено в Законе Российской Федерации 1995г. «О международных договорах Российской Федерации». Вопросы о том, что следует считать международным договором Российской Федерации, как может быть выражено согласие России на обязательность для нее международных договоров, кто полномочен принимать решение о согласии, каков порядок вступления международного договора в силу для Российской Федерации—относятся к сфере международного публичного права. При изучении МЧП акцент делается на содержании разных видов договоров (межгосударственных, межправительственных, договоров межведомственного характера), которые осуществляют регулирование гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом. Международные договоры могут быть приняты в виде конвенций, пактов, соглашений и т.п. Международные договоры, как правило, классифицируются по двум критериям: • по количеству участвующих в них государств; • «территориальному принципу» оценки участников. В зависимости от количества участников договоры делятся на двусторонние и многосторонние. Классификация международных договоров на универсальные и региональные основывается на критерии присоединения к ним государств в зависимости от их территориального расположения. Универсальные конвенции охватывают широкий круг государств, не ограниченных рамками определенного региона. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключённое Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Аналогичные определения даны в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г. Международные договоры относятся к публично-правовым актам, сторонами которых являются суверенные государства. Международный договор – источник международного права и его нормы адресованы к государствам – участникам таких отношений. Однако многие международные договоры помимо норм международного права содержат нормы, предназначенные регулировать международные частные отношения между физическими и юридическими лицами. Именно эти нормы являются международными лишь по происхождению, по содержанию они относятся к к МЧП государств - участников таких договоров. Например, Венская конвенция 1980 г. «О договорах международной купли-продажи товаров», участницей которой является и Россия, регулирует отношения между лицами Соотношение международных договоров и российского национального законодательства можно свести к двум следующим положениям. 1. Международные договоры РФ входят в национальную правовую систему РФ. 2. Международные договоры имеют приоритетное значение в применении перед нормами национального законодательства. Эти положения закреплены в п.4 ст.15 Конституции РФ и воспроизведены в отраслевом законодательстве (ст.7 ГК РФ, ст.6 СК РФ). Правило, закреплённое в п.4 ст.15 Конституции РФ («Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы») рассматривается российскими учёными в качестве генеральной трансформационной нормы Конституции. Тем самым Основной закон российского государства один раз и на все случаи (общим образом) конституционно решил вопрос о юридической силе международных договоров в правовой системе РФ.6 В федеральном законе «О международных договорах РФ» определены порядок и правовые формы присоединения России к международным договорам. Согласие России на обязательность для неё международного договора может быть выражено в форме федерального закона. Например, ФЗ о ратификации принимается, если исполнение договора требует изменения действующих или принятия новых законов или договор устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, и в некоторых др. случаях (п.1 ст. 15 ФЗ). Такое согласие может быть выражено также в форме Указа Президента или постановления Правительства РФ. Все эти акты являются теми формами, с помощью которых международный договор вводится в правовую систему России и становится обязательным для применения внутри государства. В связи с этим следует рассмотреть теорию трансформации, существующую в российской юридической науке. Теория трансформации. Это теория, объясняющая механизм действия международно-правовых норм в отношениях между субъектами различных национальных правовых систем. Термин «трансформация» является условным и означает преобразование. Трансформация является одной из форм согласования международного и внутригосударственного права
|