![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2.2. Этапы психического развития в филогенезе.
Существует еще одна проблема научного познания психики - проблема происхождения психики. С идеалистической точки зрения - психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С дуалистической точки зрения - у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и взаимосвязаны друг с другом. С материалистической точки зрения - психика обусловлена эволюцией живой природы, и ее существование рассматривается как свойство высокоразвитой материи. Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день. Это обусловлено тем, что проблема происхождения психики является одной из самых сложных в научном познании и основополагающей. Объяснить происхождение психики пытаются многие ученые в рамках психологической науки, философии, религии, физиологии и т. д. Сегодня еще нет однозначного ответа на этот вопрос. В отечественной психологии проблему происхождения психики рассматривают с материалистической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям известно, что существует определенная взаимосвязь между биологическим и психическим. Например, хорошо известно, что заболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могут отражаться на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованием аппарата «искусственная почка» сопровождается явлением временного снижения интеллектуальных способностей, что связано с накоплением в мозге солей алюминия. После прекращения курса лечения происходит восстановление интеллектуальных способностей. В отечественной психологии утвердилось мнение о том, что поведение животных является инстинктивным поведением. С инстинктами связаны формы поведения, которые приобретаются конкретным животным в процессе его жизни. Инстинктивное поведение - это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных. Инстинктивное поведение определяется биологической целесообразностью и заключается в обеспечении возможности существования (выживания) конкретного представителя или вида в целом. Но было бы не совсем верно утверждать, что поведение животного является только генетически обусловленным и не изменяется в течение его жизни. Условия, в которых находится животное, постоянно изменяются, поэтому индивидуальное приспособление, как указывал И. П. Павлов, существует у всех животных. Например, кольчатые черви реагируют на прикосновение к ним палочкой защитными движениями, но если это движение связать с кормлением, то оно вызывает у них поведенческие реакции, связанные с поиском пищи. Доказана возможность изменения поведения у дафний, моллюсков, пчел и других. Особенностью поведения животных на ранних этапах развития является то, что оно всегда побуждается и управляется отдельными свойствами предметов, воздействующих на животное. Например, как только насекомое попадает в паутину, паук бежит к нему и опутывает его своей нитью. Что вызывает это поведение паука? В специальных опытах было установлено, что подобное поведение паука обусловлено вибрацией паутины, передающей вибрацию крыльев насекомого. Как только вибрация прекращается, паук перестает двигаться к своей жертве, но стоит возобновить вибрацию, как паук вновь начинает двигаться. То, что именно вибрация паутины обусловливает поведение паука, доказывает следующий опыт: вибрирующий камертон, поднесенный к паутине, вызывает движение паука, в то же время вибрация крыльев мухи, схваченной пинцетом и поднесенной к пауку, заставляет паука обратиться в бегство. Значит движение паука к жертве обусловлено вибрацией паутины. Возникает несколько вопросов. Во-первых, чем объясняется побудительное действие тех или иных свойств предметов и, во-вторых, почему вообще возможно какое-либо поведение животных? Ответ на первый вопрос прост: вибрация паутины устойчиво связана у паука с поглощением и усвоением им пищи - насекомого, попавшего в паутину. Следовательно, подобное поведение животных имеет биологический смысл, поскольку связано с удовлетворением биологических потребностей, в данном случае с поглощением пищи. Биологический смысл воздействия предметов, возбуждающих и направляющих поведение животного, меняется и развивается в зависимости от конкретных условий жизни животного и особенностей среды. Если, например, проголодавшуюся жабу начать кормить червями, а потом положить перед ней спичку и комочек мха, то она схватит спичку, имеющую, подобно червям, удлиненную форму. Но если предварительно кормить жабу пауками, то она не обратит внимания на спичку и схватит мох. Округлые формы теперь приобрели для нее смысл пищи. Стадия элементарного поведения характеризуется тем, что поведение животного побуждается отдельными свойствами предмета в силу того, что они связаны с осуществлением основных жизненных функций животных. Данный уровень развития психики называется стадией элементарной сенсорной психики. Подобное поведение животного возможно благодаря существованию определенных органов, являющихся материальной основой психического. На стадии элементарного поведения в развитии животных наблюдается дифференциация органов чувствительности. У животных, достигших в своем развитии стадии элементарного поведения, развиты органы движения и нервная система - специальный орган связи и координации процессов поведения. В процессе дальнейшего развития нервной системы выделяются центральные нервные узлы, или ганглии. Этот уровень развития нервной системы называется узловой нервной системы. Особенностью другой формы поведения является то, что оно осуществляется под одновременным воздействием большого количества раздражителей. Такое поведение характерно для хордовых и позвоночных. Например, поведение рыб направляется одновременным воздействием обонятельных, осязательных, зрительных и других раздражителей. При этом информация о воздействующих раздражителях объединяется, что возможно при более развитой нервной системе, чем узловая. Если в узловой нервной системе беспозвоночных отдельные нервные узлы - ганглии связаны тонкими перемычками, то у хордовых и позвоночных нервная система - сплошной тяж, или трубка, с утолщением головного конца - простейший головной мозг, который позволяет совершать животному более сложные поведенческие акты на основе одновременного действия разных раздражителей. Эта нервная система называется трубчатой нервной системы. Перемены в поведении животных объясняются развитием нервной системы и головного мозга. Увеличивается объем головного мозга, усложняется его структура. Среди органов чувств начинает преобладать зрение. Развиваются органы движения. Главной физиологической основой поведения животных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушарий головного мозга - условных рефлексов. Безусловный рефлекс - врожденная реакция на определенное воздействие внешних агентов, осуществляемая с помощью нервной системы. Безусловные рефлексы: 1. Относительно постоянны. 2. Обладают родовой специфичностью. 3. Обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям окружающей среды. 4. Служат основой и подкрепляющим фактором для образования условных рефлексов. 5. Подразделяются на простые и сложные. В соответствии с характером раздражителя и биологическим смыслом ответной реакции безусловные рефлексы подразделяются на пищевые, половые, оборонительные, ориентировочные и т.д. У человека рефлекторные центры безусловных рефлексов находятся на уровне спинного мозга, в стволе головного мозга, в нервных узлах. Условный рефлекс - закономерная реакция организма на ранее индифферентный раздражитель, воспроизводящая безусловный рефлекс. Условные рефлексы: 1. Осуществляются высшими отделами мозга. 2. Обеспечивают приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. 3. Основаны на временных связях, образующихся между определенными нервными структурами в индивидуальном опыте животного и человека. 4. Могут утрачиваться и восстанавливаться. Нервная деятельность коры головного мозга впервые была изучена И. П. Павловым. К числу важнейших законов и принципов, открытых Павловым, относится принцип генерализации и концентрации возбуждения в коре полушарий. Он выражается в том, что всякий условный раздражитель дает сначала генерализованное («разлитое») возбуждение, которое затем при определенных условиях начинает концентрироваться в определенных участках коры. Если, например, условный рефлекс вырабатывается в ответ на какой-либо раздражитель, то первоначально его будут вызывать и многие другие сходные раздражители (например, другие звуки).Но если безусловным раздражителем (пищей) будет подкрепляться только один строго определенный звуковой раздражитель, то рефлексы в ответ на другие звуки затормозятся, - произойдет дифференцировка условного рефлекса. Павлов открыл закон взаимной индукции процессов возбуждения и торможения. Этот закон заключается в следующем: если один участок коры находится в состоянии возбуждения, то в других участках коры, функционально с ним связанных, возникает торможение; и наоборот, если условный раздражитель вызывает в определенном участке коры торможение, то в других участках возникает возбуждение. Наличие этих механизмов и возможность предметного восприятия окружающего мира позволяют формировать у животных определенные поведенческие навыки. Развитие животных, обладающих подобными механизмами и способностями, находится на стадии навыков и предметного восприятия. Основной особенностью стадии навыков и предметного восприятия является закрепление сформированных движений - животное может в соответствующей ситуации многократно совершать движения, которые и составляют основу приобретенного навыка. При этом изменяется форма закрепления сенсорного опыта: у животного впервые появляются представления. Например, если на глазах собаки спрятать хлеб в одном месте, а мясо в другом, затем отвести собаку в такое место, откуда мяса не видно, то собака сначала побежит к тому месту, где спрятано мясо, а потом - к тому месту, где спрятан хлеб. Это говорит о том, что у собаки воспроизводится образ внешней среды - представление о ней. У животных на стадии навыков и предметного восприятия развивается двигательная и образная память. Отличительные особенности животных, находящихся на стадии интеллектуального поведения: Во-первых, если на более низкой ступени развития операции формировались постепенно, методом многочисленных проб и ошибок, то стадия интеллектуального поведения характеризуется сначала периодом полного неуспеха - множество попыток, из которых ни одна не является успешной, а затем внезапно к животному приходит решение поставленной задачи. Во-вторых, если повторить опыт, найденная операция, несмотря на то, что она была выполнена только один раз, будет воспроизведена относительно легко - обезьяна решает поставленную задачу сразу. В-третьих, обезьяна легко применяет найденное решение задачи в других условиях, сходных с теми, в которых решение возникло впервые. Например, если после того как обезьяна научилась доставать плод с помощью палки, ее лишить этой палки, то для решения задачи она будет искать сходный предмет. В-четвертых, животные на стадии интеллектуального поведения способны к объединению в одном акте двух последовательных самостоятельных операции, из которых первая подготавливает осуществление второй. Например, обезьяна находится в клетке, к потолку которой подвешен банан. Рядом с клеткой лежат две палки: короткая и длинная. Длинная палка лежит на недоступном для обезьяны расстоянии, ее можно достать с помощью короткой палки, которая находится совсем рядом. Поскольку с помощью короткой палки обезьяна не может достать банан, но может достать длинную палку, то она сначала должна достать с помощью короткой палки длинную и только потом с помощью длинной палки достать банан. При переходе к третьей ступени развития животных наблюдается усложнение их поведения. В актах поведения присутствует фаза подготовки к выполнению основного действия. Наличие фазы подготовки составляет характерную черту интеллектуального поведения. Об интеллекте можно говорить тогда, когда возникает необходимость подготовки к осуществлению той или иной операции. При этом новые условия выполнения определенной операции вызывают у животного попытку применения выработанных ранее операций или навыков. Необходимо также отметить, что поскольку обезьяна уже в состоянии связать два таких предмета, как палка и плод, то соответственно для уровня интеллектуального поведения характерно наличие некоторой способности обобщать отношения и связи вещей. Анатомо - физиологической основой возникновения и развития интеллекта у животных является высокий уровень развития коры головного мозга: лобных долей. Префронтальные поля определяют возможность выполнения двухфазных задач. Если их удалить, то животное теряет свои способности к выполнению сложных задач. Таким образом, мы рассмотрели основные стадии развития поведения у различных животных. Эти стадии описаны А. Н. Леонтьевым. Позже на основе новейших зоопсихологических данных К. Э. Фабри развил взгляды Леонтьева и разработал концепцию развития психики Леонтьева - Фабри. В данной концепции выделяются две стадии. Первая - стадия элементарной сенсорной психики имеет два уровня: низший и высший. Вторая - стадия перцептивной психики имеет три уровня: низший, высший и наивысший. В основе выделения этих двух стадий развития психики лежат основные характеристики способов получения информации об окружающем мире. Для первой стадии характерен сенсорный способ, или уровень ощущений. Для второй - перцептивный способ, или уровень восприятия. Следует отметить, что помимо данного подхода к изучению развития психики животных существуют и другие. Например, Пьер Тейяр де Шарден, один из первых исследователей, обнаруживших останки синантропа, подходит к рассмотрению данной проблемы с идеалистической точки зрения. Говоря о существовании в мире идеального начала, которое развивается совместно с материальным, он пишет: «Обе энергии - физическая и психическая, находящиеся соответственно на внешней и внутренней сторонах мира... постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга». В результате этого взаимодействия и происходит появление разнообразных форм психики. Выводы: Способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется степенью развития психики животных. Имеющийся научный материал позволяет выделить несколько стадий развития психики животных. Эти стадии различаются способом и уровнем получения информации об окружающем мире, который побуждает животного к действию. В одном случае - это уровень отдельных ощущений, в другом - предметное восприятие. Наивысший уровень развития психики животных, находящихся на стадии предметного восприятия, позволяет говорить о простейшем интеллектуальном поведении животных. Особенностью поведения животных является удовлетворение своих основных биологических потребностей.
|