Стадии и уровни психического отражения, их характеристика
| Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем.
| Виды живых существ, достигших этого уровня развития.
|
I.Стадия элементарной сенсорной психики.
А.Низший уровень.
Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.
| А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения.
Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства
среды.
Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.
| А. Простейшие, многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде.
|
Б.Высший уровень.
Наличие ощущений.
Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.
| Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность: ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу. Способность избегать условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.
| Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
|
II.Стадия перцептивной психики.
А.Низкий уровень.
Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти.
| А.Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.
| А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти)
некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.
|
Б.Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира».
| Б. Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению.
| Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
|
В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).
| В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения, с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.
| В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).
|