Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3.2. Возникновение и развитие сознания человека.
Возникновение сознания - одна из величайших тайн природы, над разрешением которой не одно тысячелетие бьются физики и писатели, философы и священнослужители, медики и психологи. Проблема возникновения сознания рассматривается с различных позиций. С одной точки зрения сознание человека имеет божественное происхождение. С другой точки зрения возникновение сознания у человека рассматривается как закономерный этап эволюции животного мира. Можно утверждать следующее: 1. Все живые существа могут быть классифицированы по уровню развития психики. 2. Уровень психического развития животного тесно связан с уровнем развития его нервной системы. 3. Человек, обладая сознанием, обладает наивысшим уровнем психического развития. Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту. Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Рука как «воспринимающий» (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Ключ к решению вопроса - происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд - сотрудничество людей и элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов. Сознание едино и его невозможно разобрать на части. Но в структуре сознания выделяют ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания: 1. Познавательные процессы. На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире. 2. Различение субъекта и объекта. Противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я». Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка. 3. Отношения человека к себе и окружающему миру - его чувства, эмоции, переживания. 4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции). 5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего). 6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). Эти функции сознания можно схематично изобразить в виде самостоятельных, но связанных между собой функциональных блоков. Основные функции сознания: 1. Отражательная: сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), организует память. 2. Оценочная: сознание принимает участие в формировании эмоций и чувств. Человек на уровне сознания оценивает события и самого себя. 3. Креативная: творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество. 4. Рефлексивная: разновидностью сознания является самосознание - процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Рефлексия - это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Рефлексия - механизм взаимопонимания - осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует. 5. Преобразующая: человек сознательно определяет свои цели и намечает путь к их достижению. При этом он не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями. 6. Времяобразующая: сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных. Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер.
Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения и мышления. С помощью языка осуществляется познание мира. В языке объективируется самосознание личности. Язык является социальным средством хранения и передачи информации, управления человечески поведением. Биологической предпосылкой возникновения языка являлись сложные звуковые и двигательные формы сигналов, существующие у всех животных. В процессе антропогенеза эти сигналы употреблялись людьми для их описания и переходу к сложным обобщенным звуковым комплексам. Язык имеет две разновидности: искусственный (специально создаваемый в науке) и естественный. Специфической особенностью человеческого языка является возможность описать сам язык и другие знаковые системы. Другой особенностью языка является его членораздельность, внутренняя расчленённость на единицы разных уровней. Все эти особенности обусловливают универсальность языка, позволяют языку описывать поведение людей и давать личные имена людям, коллективам и процессам. Сущность языка заключается в его двуединой функции: 1. Служить средством общения людей. 2. Являться орудием мышления. Благодаря языку человек воспринимает мир своими органами чувств и думает, своим мозгом, органами чувств и мозгом всех людей, опыт которых воспринят с помощью языка. Формами языка являются слово, предложение и текст (фразы). Сознание и язык образуют единство - в своем существовании они предлагают друг друга как внутренне логически оформленное идеальное содержание предлагает свою внешнюю идеальную форму. Отсюда следует выражение: «Материализация сознания происходит в языке». Т.е. язык есть непосредственная действительность мыслей. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что связь между сознанием и языком - органическая. Воспринять и понять высказанную мысль - это значит воспринимать материальный облик слов в их связи, осознавать то, что ими выражаются - мысли. Сознание отражает действительность, язык выражает её в мыслях. Рене Декарт понимал сознание как некую самоочевидную, неоспоримую субъективную данность человеку его собственных психических переживаний, которую невозможно подвергнуть сомнению. Можно сомневаться в истинности и достоверности чего угодно, кроме одного - того, что Я сознаю это. Особенностью человека является обладание языком - сложной системой знаков, являющейся единственным средством дискурсивного мышления и главным средством общения и социального наследования - передачи накапливаемого опыта от поколения к поколению. Содержанием общения может стать информация о состоянии внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши. У человека содержание общения шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию. Обладание языком приводит к возникновению новых возможностей для манипулирования психическими образами. Пользуясь языком как средством отображения реальности, человек может осуществить основное, главное, недоступное ни одному животному умственное действие - выделить и обобщить идеальные отношенияи связимежду объектом и его свойствами и между отдельными объектами. Пользуясь знаком как средством фиксации однородных отношений, существующих между различными предметами на перцептивном уровне, человек может сформировать такую идеальную категорию отношений, которая в дальнейшем становится средством пониманияотношений при восприятии какого-то конкретного объекта или ситуации. Например, закрепляя определенное отношение между плодом и веткой, гроздью и лозой, телом и рукой в слове «висеть», человек способен в дальнейшем поместить в данную категорию данное характерное отношение между любыми другими объектами и сообщить о нем другому человеку. Это приводит к возникновению нового уровня взаимодействия между субъектами. Для того чтобы обратить внимание сородича на какой-то перцептивный объект (предмет), достаточно простого жеста или крика. Для того чтобы передать ему смысл отношений между объектами, необходимо повторяющееся совместное действие с объектами, сопровождаемое повторяющимся совместнымобозначением этих отношений определенным знаком (звуком или жестом) (П. Бергер, Т. Лукман). Логическое суждение об отношении представлено в речи в форме элементарного трехчленного или, двучленного предложения, в котором и отражается отношение между логическим субъектом и его предикатом - объектом и его свойством. Характеризуя какую-то определенную категорию объектов, множество суждений сливается в систему отношений - понятие, которое получает свое обозначение - слово, термин. Использование языка ведет к коренной перестройке всей психической жизни человека. Способность к образованию категорий позволяет человеку строить во внутреннем, ментальном пространстве идеальные «объекты», служащие таким средством реконструкции реальной действительности, которое позволяет обнаружить и выделить в ней то, что не поддается непосредственному восприятию. Только с помощью языка человек может сформировать абстрактные категории таких пространственных отношений: «над», «под», «перед», «за», «впереди», «сзади», «расстояние», «размер» и т.д.; таких временных категорий: «до», «после», «вчера», «завтра», «день», «ночь» и другие; категорий, в которых отражается интенсивность воздействия (энергия) - «сильный», «слабый», «яркий», «тяжелый» и качество объекта - «синий», «гладкий», «холодный». Нигде в природе нет таких объектов, как, например, «животное» или «еда». Эти «объекты» - определенные идеальные системы отношений, вычлененные и обобщенные.
|