Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение






Рынок - совокупность отношений, форм организации сотрудниче­ства людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Предпосылки возникновения рынка:

1) частная собственность;

2) разделение труда;

3) экономическая независимость производителей;

4) свобода в принятии экономических решений.

Функции рынка.

а) посредническая (интегративная) функция, непосредственное соединение производителей товаров и потребителей;

б) ценообразующая функция, образование цены через соотношение спроса и предложения;

в) информационная функция, предоставление рынком информации о размерах производства и удовлетворении спроса на конкретные товары;

г) регулирующая функция, переход капиталов в более прибыльные отрасли;

д) санирующая (оздоравливающая) функция, освобождение эконо­мики от неэффективных форм хозяйствования.

Механизм рыночной саморегуляции определяется взаимодействием спроса и предложения.

Существуют различные классификации рынков:

§по основному товару (рынок недвижимости, фондовый рынок, ва­лютный рынок, сырьевой рынок, рынок труда и т.п.);

§по занимаемому пространству (национальный, региональный, мировой и т.п.);

§по отношению к закону (легальный и нелегальный);

§по типу конкуренции (рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции).

Достоинства рынка:

1) ориентирован на спрос;

2) стимулирует НТП;

3) эффективно распределяет ресурсы;

4) координирует спрос и предложение

Недостатки рынка:

1) не гарантирует всем стабильного дохода;

2) расточителен (при изменении спроса меняется и предложение, а и), что уже было произведено распродаётся по низкой цене либо уничтожается);

3) цикличен (фазы подъёма сменяются фазами спада);

4) не способен самостоятельно бороться с монополиями, инфляцией, безработицей.

Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатели хотят и могут купить при определенном уровне цен.

Закон спроса: чем выше цена на товар, тем меньше величина спроса на этот товар. Показывает обратно пропорциональную связь между це­ной и спросом на товар.

Цена спроса - максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар.

Эластичность спроса - сила изменения спроса в зависимости от изменения цены. Спрос может быть эластичным (объём спроса меня­ется на больший процент, чем цена) и неэластичным (объём спроса ме­няется на меньший процент, чем цена).

Неценовые факторы спроса: ожидания потребителей, мода, сезон, уровень дохода, товары-заменители, сопутствующие товары.

Предложение - это количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю по определенной цене в определенной экономи­ческой ситуации.

Закон предложения: чем выше цена на товар, тем больше предложе­ние этого товара. Показывает прямо пропорциональную связь между ценой и предложением товара.

Цена предложения - минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.

Эластичность предложения - сила изменения предложения в зави­симости от изменения цены.

Неценовые факторы предложения - цены на ресурсы, изменение налогов, технологии, цены на товары-заменители.

Под действием законов спроса и предложения формируется равновесная цена - цена, при которой объем спроса равен объему предложе­ния. Такое состояние на рынке называется рыночным равновесием. На графике оно изображается точкой в месте пересечения линий спроса и предложения.

Для успешного функционирования механизма рыночной саморегу­ляции необходимо наличие конкуренции.

Конкуренция - соперничество между субъектами рынка за лучшие условия экономической деятельности.

Виды конкуренции, исходя из цены:

§ ценовая - конкуренция по цене, характерна для фирм-аутсайдеров;

§ неценовая - конкуренция по качеству, характерная для развитых фирм.

Виды конкуренции, исходя из товаров:

§ конкуренция чистая (совершенная, свободная) - рынок, на ко­тором много покупателей, много продавцов, предлагающих практиче­ски одинаковые товары;

§ конкуренция монополистическая (несовершенная) - рынок, на котором много покупателей, много продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.

Позитивные черты конкуренции:

1) способствует научно-техническому прогрессу;

2) даёт потребителям возможность выбора;

3) избавляет рынок от неэффективных производителей;

4) способствует улучшению качества товаров

Конкуренции угрожает монополия - рынок, на котором один из участников получил исключительную возможность экономической де­ятельности.

Виды монополии:

§ чистая монополия: один продавец на всю отрасль. Разделяется на естественную и искусственную. Естественная монополия возника­ет по объективным, не зависящим от воли людей, причинам (высокий положительный эффект масштаба, некие уникальные условия). Искус­ственная монополия создается людьми намеренно для извлечения мо­нополистических выгод. Все формы искусственной монополии запре­щены по закону;

§ абсолютная монополия: один продавец на все сферы экономики;

§ олигополия: несколько крупных предприятий, занимающих боль­шую долю рынка определенной отрасли;

§ монопсония: один покупатель на всю отрасль.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал