![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.
В традиционном обществе можно четко выделить народную и элитарную культуру. 1. Народная культура - культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации). Особенности: а) простота, доступность; б) анонимность, создается всем народом; в) стабильность, неизменность; г) связь с национальными корнями; д) служит для национальной самоидентификации; е) возникает в процессе практической деятельности людей. 2. Элитарная культура - культура, характерная для высших слоев общества. Особенности: а) сложность, доступность только для избранных; б) создается определенными авторами; в) создается профессионалами; г) служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей; д) постоянно развивается, усложняется; е) интернациональна 3. Массовая культура. Появляется в конце XIX - начале XX века. Предпосылки: 1) развитие технических средств коммуникации - средств массовой информации; 2) изменение социальной структуры общества (противопоставление аристократии и простых людей значимое для традиционного общества стирается в индустриальном). Особенности: а) коммерческая направленность; б) простота и доступность форм; в) создается профессионалами; г) интернациональна. В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду. Существуют различные точки зрения по поводу влияния массовой культуры на человека. Положительное влияние: §так или иначе, приобщает каждого к культуре; §имеет свои высоты и достижения; §удовлетворяет потребности в досуге и развлечениях; §является средством самовыражения. Отрицательное влияние: §снижает общую планку культурного уровня; §формирует искусственные потребности и запросы; §формирует стандартное поведение и вкусы; §насаждает социальные мифы. II. Также культура подразделяется на господствующую, субкультуры и контркультуры. 1.Господствующая (доминирующая) культура - культура понятная и доступная всему обществу и принимаемая большинством общества. 2. Субкультура - культура, присущая определенной социальной группе. Субкультура является своеобразной разновидностью господствующей, но служит целям выделения и идентификации членов этой группы (профессиональной, национальной, демографической). 3. Контркультура - культура, прямо противопоставляющая себя господствующей, переворачивающая ее ценности и принципы. Контркультура является выражением протеста и несогласия с ценностями доминирующей культуры.
Наука Термин наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний. 1. Наука как социальный институт - система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность. 2. Наука как духовное производство - особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания. 3. Наука как система знаний - упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме. Отличительные черты науки: 1. Обоснованность - любое утверждение, принимаемое наукой, должно иметь свое доказательство. 2. Универсальность - знание, полученное в одной области, должно быть применимо ко всем подобным. 3. Системность - научные знания упорядочены, выражаются в форме теории. 4. Объективность - наука стремиться к объективному, не зависящему от воли познающего субъекта, знанию. 5. Безграничность - наука постоянно развивается, любая теория не претендует на абсолютность и может быть опровергнута. 6. Математизация и формализация - точность в науке достигается за счет использования формализованных языков и языка математики. 7. Терминологический аппарат - научные понятия, зафиксированные на теоретическом уровне. Функции науки: 1. Познавательная - описание и объяснение окружающего мира, общества и человека (реализуется, в основном, в фундаментальных науках). 2. Практически-действенная - участие в преобразующей деятельности общества (реализуется, в основном, в прикладных науках). 3. Прогностическая - предсказание явлений в будущем. 4. Социальная - содействие в развитии общества. 5. Культурно-мировоззренческая - формирование научного мировоззрения. Фундаментальные науки глубоко погружаются в объект исследования и дают основу прикладным наукам. Прикладные науки применяют свои знания на практике. Уровни научного знания. Выделяют два уровня научного знания - эмпирический и теоретический. 1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей. Формы эмпирического познания - научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы: а) наблюдение; б) эксперимент; в) измерение; г) описание; д) сравнение и др. 2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их. Формы теоретического уровня познания - закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы: а) дедукция; б) индукция; в) абстрагирование; г) идеализация; д) систематизация и др. Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней. К ним относятся: а) аналогия; б) анализ; в) синтез; г) классификация; д) моделирование.
Виды наук. Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки. 1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача - объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей. 2. Социально-гуманитарные науки изучают общество и объекты культуры. Социальное познание - изучение объективных законов функционирования общества, его институтов, а также социальных групп и индивидов в рамках общества. Особенности социального познания: 1. совпадение субъекта и объекта познания; 2. особая сложность объекта познания - общества, состоящего и множества подсистем; 3. ценностная нагруженность познания; 4. влияние процесса познания на объект; 5. затрудненность проведения эксперимента Социальная ответственность ученого - ответственность ученых за неоднозначные последствия своих открытий и внедрения их в практику.
|