Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Природное и общественное в человеке.Стр 1 из 33Следующая ⇒
(Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Антропогенез - процесс происхождения и становления физического типа человека. Антропосоциогенез - процесс становления социальной сущности человека. Человек - биосоциодуховное существо, высшая ступень развития организмов на Земле. В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Биологическая, природная составляющая проявляется в устройстве и особенностях человеческого тела, врожденных (генетических) задатках, способностях. Однако полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социальными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания. Биологические отличия человека от животных: §прямостояние, прямохождение; §развитый артикуляционный аппарат (органы речи); §отсутствие плотного волосяного покрова; §большой объём головного мозга (в соотношении с телом); §развитая кисть руки, способная к мелкой моторике. Социодуховные отличия человека от животных: §мышление и членораздельная речь; §сознательная творческая деятельность; §создание культуры; §создание орудий труда; §духовная жизнь. Индивид - человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая). Индивидуальность - специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе). Личность - высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств. К социально значимым качествам личности относятся: §активная жизненная позиция; §наличие собственного мнения и умение его отстаивать; §развитые коммуникативные способности; §ответственность; §наличие образования и т.п. Структура личности: §социальный статус - положение человека в социальной иерархии; §социальная роль - образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом; §направленность - определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением. Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации. Важнейшей социальной характеристикой человека является наличие у него сознания. Существует несколько основных пониманий термина сознание: §совокупность всех знаний человека; §направленность на определенный объект; §самосознание, самоотчет - наблюдение ума за собственной деятельностью; §совокупность индивидуальных и коллективных идей. Поскольку в индивидуальном сознании большую роль играют идеи, характерные для всего общества, говорят об общественном сознании. Общественное сознание - сознание, присущее большим группам людей, обладающее рядом сходных для большинства этих людей идей, принципов, отношений, привычек, нравов, традиций. Общественное сознание формируется, во-первых, благодаря сближению интересов и деятельности больших групп людей; во-вторых, благодаря широкому распространению идей, присутствующих в общественном сознании с помощью образования, СМИ, деятельности партий. Общественное сознание формируется под влиянием общественной деятельности и во многом соответствует ей. Однако в отдельных случаях, развитие общественного сознания может отставать от развития социального бытия (пережитки сознания); а в других случаях - опережать (передовое сознание). Формы общественного сознания передаются из поколения в поколение и активно воздействуют на жизнь общества. Структура общественного сознания: §философия; §политическое сознание; §правовое сознание; §мораль; §наука; §эстетическое сознание; §религия. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ, они постоянно взаимодействуют. Индивидуальное сознание, с одной стороны, формируется под воздействием общественного сознания, а с другой - отбирает наиболее приемлемое для себя содержание общественного сознания. Общественное сознание, с одной стороны, существует через индивидуальное сознание, а с другой - перенимает только отдельные элементы, достижения индивидуального сознания. Особо выделяют массовое сознание - совокупность представлений, настроений, идей, отражающих отдельные стороны общественной жизни. Общественное мнение - состояние массового сознания, отражающее отношение к определенным социальным фактам. Помимо сознания существует пласт явлений и процессов, не осознаваемых человеком, но влияющих на его поведение. В обществознании это называется бессознательным (в психологии - подсознанием). К проявлению сферы бессознательного относятся: §сновидения, §фантазии, §творческое озарение, §описки, §оговорки, §аффекты, §забывания и т.п. Отличия бессознательного от сознания: §слияние субъекта с объектом; §отсутствие пространственно-временных ориентиров; §отсутствие механизма причинно-следственных связей. Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Самопознание - постижение человеком своей индивидуальности во всем ее многообразии (также и изучение обществом самого себя). Рефлексия - размышления человека о происходящем в его сознании. Самореализация - наиболее полное выявление и осуществление личностью своих целей и идеалов, стремление к творческой реализации. Самосознание и самореализация являются основой социального поведения. Социальное поведение - целенаправленная активность в отношении других людей. Социальное поведение становится возможным при условии успешной социализации личности. Социализация - длящийся на протяжении всей жизни процесс взаимодействия человека с обществом и его институтами, в результате которого он усваивает социальные нормы, осваивает социальные роли, приобретает навыки совместной деятельности. Социализация личности проходит в два этапа: 1. Первичная социализация - неосознаваемое самим человеком и некритически воспринимаемое воздействие общества, его норм и институтов, приводящее к первичному усвоению норм и навыков социального взаимодействия. Первичная социализация заканчивается формированием личности. 2. Вторичная социализация - критичное и выборочное освоение личностью новых норм и образцов поведения в рамках социальных институтов. Социализация в обществе происходит с помощью институтов социализации. Институты социализации - социальные институты, ответственные за социализацию индивида в обществе. В качестве таковых выделяют: §семья, §школа, §армия, §СМИ. Агенты социализации - люди, которые осуществляют социализацию в рамках определенных институтов (отец, командир (начальник), журналист).
|