![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие социального развития. Кризис как стадия развития социальных систем
Социальные изменения — представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем. В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности: Содержательные изменения. Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или изменении ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации, т. е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда. Структурные изменения. Это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником. Функциональные изменения. Это изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут быть вызваны изменением как ее содержания или структуры, так и окружающей социальной среды, т. е. внешних связей дайной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран. Особый тип изменения - развитие. В науке под развитием принято считать направленное и необратимое изменение, приводящее к появлению качественно новых объектов. Таким образом, понятие «социальное изменение» фиксирует факт перемены безотносительно к ее направленности. Понятие «социальное развитие» — иного характера. Оно применяется для обозначения либо процессов совершенствования, улучшения, усложнения, либо движения вспять, в обратном направлении. Оно не только фиксирует сам факт социального изменения, но и содержит некоторую оценку этого изменения, характеризует его направленность. Обычно социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами: необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен в течение некоторого промежутка времени. Направленность — ту линию или линии, по которым совершается накопление. Закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления. Принципиально важная характеристика социального развития — промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, не менее важно и то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития, поскольку оно складывается из некоторой цепочки социальных изменений. Результатом процесса развития является новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной группы, социального института, организации и всего общества). Социологическое понимание развития требует более конкретного выделения его критериев и показателей. Можно выделить следующие критерии социального развития: 1. Социальное развитие предполагает структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по структуре объекты являются и более развитыми. 2. Социальное развитие означает увеличение числа, усложнение характера или даже видоизменение социальных функций объекта. 3. Важным критерием социального развития социальных институтов и организаций является повышение результативности, эффективности, конкурентоспособности их деятельности. Реальный ход событий в мире, особенно в последние десятилетия, показал, что нелинейное видение социальных изменении и социального развития более соответствует наблюдаемым процессам в обществе. Схематическая последовательная цепь социальных изменений может выстраиваться не в одном, а в разных направлениях. Нелинейность социальных изменений и социального развития означает наличие объективной возможности многовариантной последовательности событий. Также цепочка социальных изменений вовсе не имеет направленности только в сторону прогресса, совершенствования или улучшения. Наконец, нелинейный характер социальных изменений означает, что в этих изменениях всегда следует предполагать последствия предвидимые и непредвидимые, предсказуемые и непредсказуемые, желаемые и не желаемые. В целом развитие общества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Под прогрессом обычно понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение качества жизни человека. Оно предполагает направленность общественного развития от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.Тут важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед современными обществами, и увеличение технических, социальных возможностей их решения. Следует выделить такие сферы жизнедеятельности общества, социальные институты, историческое развитие которых совершенно точно может быть квалифицировано как прогресс. К ним относят в первую очередь науку, технику, технологию. Каждый новый шаг, каждый новый этап в развитии науки, техники, технологии являются шагом и этапом в их прогрессе. Не случайно сложилось понятие научно-технического прогресса.Но часто социолог сталкивается с такими социальными структурами и процессами, в эволюции которых прогресс может быть зафиксирован, но он осуществляется очень противоречиво. Противоречивый характер социального прогресса проявляется и в том, что развитие многих социальных структур, процессов, явлений, объектов ведет одновременно к их продвижению вперед в одних направлениях и к отступлению, возврату назад в других направлениях; к совершенствованию, улучшению в одном и деструкции, ухудшению в другом. § соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан. Предельно критическое значение в мировой практике выражается числом 10: 1; § доля населения, живущего за чертой бедности. Предельно критическое значение в мировой практике — 10%; § соотношение минимальной и средней заработной платы. Предельно критическое значение в мировой практике — 1: 3; § уровень безработицы. Предельно критическое мировое значение 8-10%. Во второй половине 1990-х гг. многие реальные показатели развития российского общества выходили за рамки предельно критических мировых показателей, что самым серьезным образом сказывалось на стабильности российского общества в целом. Например, соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан в 1996 г. выражалось соотношением 15: 1. Наконец, третья стадия нестабильности - это катастрофа, т. е. разрушение данной социальной системы как таковой, конец ее существования. Возврат к прежнему состоянию уже невозможен, и разрушительные антисистемные социальные изменения приобретают необратимый характер. История знает лишь два выхода из таких социальных катастроф: 1) распад, умирание данной социальной системы (общества), цивилизации и культуры (гибель древнеегипетской, греко-римской, византийской и других цивилизаций); 2) переход в принципиально новое социальное качество, формирование качественно новой социальной системы (трансформация феодальных или полуфеодальных социальных систем и институтов в Японии, Малайзии и других странах в капиталистические).
Особенности социального управления и содержание социальной политики в Республике Беларусь. Под социальной политикой понимается проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления политика мероприятий и акций, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни народа, обеспечением социальной и политической стабильности, социального партнерства и социального согласия в обществе. По существу, социальная политика должна обеспечивать развитие человеческого потенциала в широком смысле этого слова. В зависимости от объекта, уровня и направления управленческого воздействия принято выделять общегосударственную, региональную и муниципальную социальную политику, а также различные виды социальной политики для отраслей социально-культурного комплекса и различных групп населения. Социальная политика формируется с учетом конкретно-исторических условий страны. Социальная политика государства представляет собой управление общественным выбором с целью гармонизации противоречивых интересов представителей различных социальных групп, достижения общественного согласия и обеспечения жизнедеятельности общества. Переход к рыночной экономике обуславливает изменение социального поведения людей, а также иерархии ценностей, таких, как справедливость, равенство, свобода и порядок, уважение и престиж, соревновательность и солидарность, конфронтация и согласие. Значительное большинство населения в условиях рыночной экономики должно будет удовлетворять свои экономические потребности самотоятельно, нести ответственность за свое индивидуальное жизненное обеспечение и за обеспечение своего будущего. Такие перестройки требуют и изменения социальной политики, которая должна в максимальном объеме встроиться в рамки рыночной экономики. К наиболее важным критериям оценки социальной политики следует отнести: · конкретные цели, которые преследует социальная политика: ограничиваются ли они предоставлением минимального благосостояния и гарантий либо претендуют на перераспределение доходов либо собственности; · характер взаимоотношений социальной политики с экономической: подчинение этой политике, либо равноправие, либо приоритет социальной политики; · место, занимаемое социальной политикой в общей деятельности государства: приоритетное либо второстепенное; · преобладающий тип социальной политики - активная, конструктивная или пассивная, компенсаторная, т.е. направленная на компенсацию потерь, вызванных, например, экономическими (конъюнктурными) колебаниями, рыночным не равновесием и т.д. При выборе и формировании того или иного варианта социальной политики важно учесть следующие требования: · стратегия и тактика государства в социальной сфере должна учитывать конкретно-исторические условия страны как со стороны материальных, так и субъективных факторов; · подсистема управления социальными процессами должна быть встроена в общую систему руководства экономическим развитием; · должны быть разработаны национальные социальные стандарты (нормы и нормативы), укреплена законодательная и нормативно-правовая база социального управления; · зарубежный опыт следует использовать с учетом возможностей · следует разработать прогноз последствий выполнения управленческих решений по социальным вопросам; · социальная политика должна быть сориентирована как на защиту прав работающего, так и по каким-то причинам неработающего населения; · должна быть разработана система форм и методов практического · целесообразно закрепить ответственность органов государственной власти в период их деятельности за ухудшение уровня жизни народа; · необходимо развивать социальное партнерство. Социальная политика, проводимая в разных странах, весьма многопланова. В качестве ее основных направлений можно выделить: политика в сфере трудовых отношений (политика заработной платы, политика занятости, охрана труда, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан); социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание населения); развитие отраслей социальной сферы (охрана здоровья населения, образование, наука, культура, жилищная сфера, физическая культура и спорт); социальная защита отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов, молодежи и т.д.); миграционная политика. В последнее время все больше осознается необходимость проведения сбалансированной эффективной социальной политики. Ведь в конечном итоге об успехе или провале проводимых в стране реформ судят по тому, насколько улучшилась жизнь людей, повысился их жизненный уровень. Социальная политика государства должна осуществляться по двум линиям: 1. Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы: социальной диагностики; социальной профилактики; социального надзора; социальной корреляции; социальной терапии; социальной адаптации; социальной реабилитации; социального обеспечения; социального страхования; социальной опеки; социальной помощи; социального консультирования; социальной экспертизы; социального попечительства; социальных нововведений; социального посредничества и подвижничества. 2. Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие, как инвалиды; безработные; участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); беженцы, вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи (в том числе студенческие); матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие матери; осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки и др. Ориентация социальной политики государства по этим двум линиям должна быть естественной. Они тесно связаны между собой как в теории, так и (особенно) на практике, в процессе подготовки социальных работников и в дальнейшей их профессиональной деятельности.
|