Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В процессе познания практика выполняет важные функции.
1. Практика выступает источником познания: человек удовлетворяет свои потребности в ходе практической деятельности, в результате которой возникает наука, призванная оптимизировать человеческие усилия. 2. Практика — основа познания: активно преобразуя материальный мир в ходе жизнедеятельности, человек постигает его свойства и связи. 3. Практика — одна из целей познания: человек использует обретенные знания об основах существования и законах развития мира для усовершенствования разных видов практической деятельности. 4. Практика — главный критерий истины: теоретическое умозаключение является истинным, если оно проверено на опыте. В качестве критерия истины практика включает в себя материальное производство, опыт, научный эксперимент. В некоторых случаях дополнительным требованием к знаниям выступает их практическая полезность. Критерий практики относителен, так как сама практика постоянно развивается, изменяется, совершенствуется и не всегда может доказать истинность знания. Тема № 5. Диалектика как учение о развитии. Основные категории диалектики. Сущность материи как развивающейся субстанции в общем, виде раскрывается через основные законы диалектики. В более особенной, конкретной форме это осуществляется в законах единства формы и содержания, сущности и явления, причины и следствия, возможности и действительности и т. д. Структурными элементами этих законов являются категории диалектики, то есть наиболее общие философские понятия, в которых отражаются всеобщие свойства, характеристики и связи реальности. Сущность и явление: Сущность — философская категория, обозначающая объективные, необходимые, глубинные, устойчивые, внутренне взаимосвязанные стороны предметов или явлений, которые определяют их основные характеристики. Сущность сама по себе, то есть в самом общем виде реально не существует. В действительности она неотделима от особенной формы своего бытия, от явления. Только в единстве с последним она имеет место. Явление — философская категория, обозначающая внешнее выражение сущности. Отношение между сущностью и явлением раскрывается как существенное отношение между внутренним и внешним, между общим, особенным и единичным. Внутреннее никогда непосредственно не тождественно внешнему. Развитие сущности и явления состоит еще и в том, что сущность более глубока, чем явление, но зато явление богаче Содержание и форма: Содержание — философская категория, обозначающая совокупность различных основных элементов системы, которые обеспечивают, выражают и сохраняют ее качественную определенность. То есть не все, что входит в состав объекта относится к его содержанию. Содержание и содержимое — это разные понятия. Содержание всегда находится в единстве с формой. Форма — философская категория, обозначающая структуру, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов предмета или явления. Только через форму содержание выражается и только благодаря ей существует. Если при раскрытии содержания мы пробуем ответить на вопрос: «Что?», то для понимания формы предмета мы задаем вопрос: «Как?». Форма зависит от содержания, но обладает относительной самостоятельностью и может влиять на содержание. Отсюда следуют важные методологические выводы: • Нельзя отрывать форму от содержания. • Недопустимо чрезмерно преувеличивать роль формы и принижать роль содержания и наоборот. Общее, особенное, единичное: Общее, — философская категория, которая обозначает сходство явлений и предметов, повторяемость объединяющих их характеристик. Общее противостоит как противоположность единичному. Единичное — философская категория, которая служит для обозначения отдельного, ограниченного в пространстве и времени предмета или явления определенного качества, противопоставляемого другим единичным и общему; это вся совокупность признаков и характеристик отдельного предмета. Иногда выделяют и категорию «отдельное», которая показывает связь всех индивидуальных параметров предмета и параметров, общих с другими предметами, и только характерных для данного предмета. Последнее выражает философская категория «особенное». Она показывает, чем тот или иной предмет выделяется из всех ему подобных. Особенное играет роль связи между общим и единичным. В пределах материалистической диалектики сложился и другой подход к пониманию общего и единичного. В его рамках принято отмечать «абстрактное всеобщее» от «конкретного всеобщего». Если первое есть одинаковость, похожесть элементов рассматриваемой системы, то второе представляет собой их сплетенный единой взаимосвязью целостный и, вместе с тем противоречивый организм (всеобщее поле). сложные связи и отношения. Действительность и возможность: Возможность — философская категория, обозначающая существующие связи, предпосылки, тенденции возникновения того или иного процесса или явления. Возможность — это наличие в недрах старой действительности общей формы новой действительности. Превращение возможности в новою действительность осуществляется в результате наполнения этой формы субстанциальным содержанием. Виды возможностей:
|