Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Абстрактная возможность. Она не имеет необходимых условий для реализации, но может быть со временем порождена.
Реальная возможность. Она порождается закономерными тенденциями развития объекта, конкретными условиями и имеет объективно необходимые предпосылки в самой действительности. Причина и следствие: Решающим фактором, который наполняет возможность субстанциальным содержанием, переводя тем самым действительность, является причина. В ней снимается, преодолевается полярность возможности и действительности. Причина — это явление, вызывающее к жизни другое явление. Следствие — это то, что порождено в результате действия данной причины. Причинность (каузальность) универсальна: в мире нет явления, которое бы не имело бы своей причины (причин), не было бы связано с другими явлениями и процессами причинно-следственными связями. Вот почему при переходе от отдельного случая, конкретного факта к общему невозможно установить начальную причину, так как одна та же связь одновременно выступает и как причина и как следствие. Поэтому для выяснения истинной картины необходимо исследовать максимально возможную совокупность причин и следствий. Категории «причина» и «следствие» дополняется еще двумя — «условие» и «повод». Условиями называются те явления или процессы, которые способствуют возникновению следствия, но сами по себе его не порождают. Поводом называется внешний момент, фактор, который способствует реализации причин, но не определяет проявление следствия.. Причину можно определить как диалектическое единство субстанции и акциденции. Субстанция и акциденция: Субстанция (лат. Subsrantia — сущность) — это основа всего существующего, существенное в предметах и явлениях объективной действительности. Это полностью самообусловленное бытие (cuasa sui — причина самой себя), которое вечно сохраняется во всех превращениях частных явлений, источник единства и многообразия. Акциденция (лат. Accidenia — случай, случайность) — представляет собой форму внешнего проявления субстанции и по своей природе она есть изменчивое, переходящее, временное, несущественное, случайное свойство и состояние объективного мира. По отношению к акценденциям субстанция обладает творческой функцией, но при этом она неотделима от внешних форм своего проявления, от акциденций, она существует в них, поэтому действительное ее движение не может приводить к разрушению одной акциденции не создавая другую. Она не может, стало быть, превратить действительность в возможность, не создавая на ее месте новой действительности. Причины бывают творческие и формальные. В первом случае субстанция претерпевает существенные необходимые изменения, связанные со сменой способа ее движения. Например, один вид энергии превращается в другой, живой труд превращается в опредмеченный. Формальной причина становится тогда, когда субстанция в своем движении существенных изменений не претерпевает. Такова, например передача покоящемуся телу определенного количества движения другим телом, вследствие которой меняется носитель механического движения, но не сама форма движения. Таким образом, понятие «субстанция» подходит как для всего мира (Всеобщая субстанция), так и для отдельных предметов и процессов. Диалектика показывает, что каждый относительно отдельный предмет воздействует не только на другие объекты, но и на самого себя, то есть является cuasa sui.
|