Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория «Москва - третий Рим» Её отражение в литературных памятниках. «Сказание о князьях Владимирских».
В послании к Василию III, относящемуся к началу 16 в., монах старец Филофей писал о том, что доселе было два Рима: · Рим первый пал из-за своего нечестия; · Рим второй, т.е. Византия;
Ø третий же Рим – Москва – стоит непоколебимо, а четвертому Риму не бывать. Эта зарождавшаяся уже во второй половине 15 в. идея Москвы – третьего Рима, Москвы – преемницы всемирного царства, обуславливала идейное содержание целого ряда памятников литературы и культивировала пышный и торжественный стиль. В основе «Сказания о князьях Владимирских» (16 век) — попытка установить генеалогическую связь московских князей с основателем Римской империи — Августом-кесарем. Брат Августа Прус был послан римским императором на Вислу. Призванный новгородцами князь Рюрик происходит из рода Прусова. Следовательно, политические права на единодержавную власть московские великие князья унаследовали от своих «прародителей» — от самого Августа-кесаря. Август-кесарь (Римская империя) -> брат Прус (река Висла) -> князь Рюрик (из рода Пруса) Затем «Сказание» сообщало о даре греческого императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Всеволодовичу (Мономаху) — царского венца, скипетра и державы. Этим венцом Владимир венчается и нарекается «царь великия Росия». На самом деле Константин Мономах умер, когда Владимиру было всего два года. Эта легенда, а ей в то время был придан характер исторической достоверности, служила важным политическим средством обоснования прав московских великих князей на царский титул и на самодержавную форму правления государством, содействовала укреплению внутриполитического авторитета этой власти и способствовала упрочению международного престижа Московского государства.
35. Новгородская областная литература. «Повесть о новгородском белом клобуке». В 14—15 вв. Новгород был крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром северо-западной Руси. По своему политическому устройству Новгород был типичной феодальной республикой. Необходимость постоянной борьбы с ливонскими рыцарями, шведскими феодалами вынуждала новгородскую знать признавать известную политическую зависимость Новгорода от Владимиро-Суздальского княжества. После Куликовской битвы устанавливается зависимость Новгорода от Москвы. В Новгороде складываются две своеобразные «партии»: · московская (ремесленники, мелкие и средние торговцы, «черные люди», т. е. крестьяне, были заинтересованы в централизации управления, и они ратовали за присоединение Новгорода к Москве) · литовская (боярская торговая олигархия, князья церкви стремились сохранить свои привилегии — «вольницу новгородскую») Древнейшим памятником новгородской литературы является летопись. Это можно наблюдать в дошедшей до нас «Первой Новгородской летописи», относящейся к 30-м годам 14 в. Дальнейшее развитие летописания и расцвет литературного творчества в Новгороде происходит в 30—50-е годы 15 в. при архиепископе Евфимии II. По поручению Евфимия II в 1432 г. создается Софийский временник, в котором центром истории Руси признается Новгород. Но Софийский временник был летописью чисто новгородской, он слабо отражал историческую жизнь других русских княжеств. Характерной особенностью новгородских летописей 15 в. является включение в них историко-легендарного повествования. В 14 в. в новгородской литературе интенсивно развивается жанр путешествий—хождений. В середине века проявляется «Хожение Стефана Новгородца». Это первое в древнерусской литературе путешествие мирянина. Цель его путешествия — торговля.
|