Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Романтизм как ведущее идейно-художественное направление XIX века. Немецкий театра эпохи Романтизма.
Историко-культурный контекст развития немецкого театра XIX в.: основные исторические события этого времени, выдающиеся личности. Связь культуры XIX в. с немецким Просвещением (Г.-Э. Лессинг, «штюрмеры», Ф. Шиллер). Влияние творчества И.-В. Гете на формирование романтизма. Философская основа немецкого романтизма (братья А. и В. Шлегели; Ф.-В.-Й. фон Шеллинг). Романтизм в Германии: своеобразии поэтики; проблема романтического героя, его культурный потенциал; основные художественные приемы. Периодизация немецкого романтизма: Йенская школа (1795-1805); Гейдельбергская школа (1810-1815); Берлинская школа (1820-1830). Характеристика этапов, их условность и взаимопрникновение. Актуальные идеи, ведущие авторы, программные произведения. Драматургия немецкого романтизма. Драматургия Л. Тика в контексте творческих исканий романтиков «Йенской школы». Ее жанровое разнообразие (с тилизация средневековой легенды «Жизнь и смерть святой Генофефы», эпическая драма «Октавиан»). Проблематика произведений Тика. Варьирование в них идеи о личности как жертве истории/рока. Феномен сказок для театра: «Рыцарь синяя Борода» (1797), «Кот в сапогах» (1797), «Принц Цербино» (1798), «Жизнь и смерть Красной Шапочки» (1800). Театральная деятельность Л. Тика. Их проблематика и поэтика. Близость драматургии Г. Клейста кризисному мировоззрению гейдельбержцев. Драма жизни Г. Клейста как источник трагического пафоса его творчества. Философская основа творчества Клейста: метафизика И. Канта и «руссоизм». Неоднозначная оценка личности и творчества Г. Клейста современниками (И.-В. Гете, Э.-Т.-А. Гофман, К. Брентано). Диапазон творчества Клейста-драматурга ( комедии «Разбитый кувшин» (1806) и «Амфитрион» (1807), романтическая трагедия «Роберт Гискар» (1807), «Кетхен из Гейльбронна» (1808), «Принц Гомбургский» (1810)). Феномен «неистовой драмы», «трагедии аффекта». Поэтика и проблематика его драматургии. Особенности трактовки им романтической личности. «Пентесилея» (1808) – вершинное произведение Г. Клейста. Своеобразие его конфликта и композиции. Система образов персонажей. Второстепенные персонажи – как воплощения противорчий аlter ego главных. Специфика реализации Клинический характер реализации мотива безумия в пьесе. Отражение представлений о театре в его трактате «О театре марионеток». Театр Э.-Т.-А. Гофмана в контексте тенденций позднего романтизма. Личность Гофмана и своеобразная природа творческого метода. Место театра в творчестве Гофмана. Образ театра в прозаических произведениях («Дон Жуан», «Принцесса Брамбилла» и др.). Концепция театра Гофмана в новеллах «Совершенный машинист» («Крейслериана») и «Необыкновенные страдания одного директора театра» (1819). Первостепенная роль драматурга в театральной эстетике Гофмана. Актер в «театре» Гофмана. Кукольный театр как идеальное воплощение представлений о театральной природе. Творческие эксперименты (драматургия, сценография, режиссура) Гофмана в постановках на сцене Бамбергского театра драм В. Шекспира, К. Гоцци, Г. Клейста и опер В.-А. Моцарта. Драматургия «последнего романтика» Г. Бюхнера (1813-1837). Особенности формирования личности Бюхнера и своеобразие его романтизма. Поэтическое кредо Бюхнера-романтика. Особенности проблематики драматургии Бюхнера (Леонс и Лена», «Войцек», Аретино», «Смерть Дантона»). Своеобразие его романтического героя: наделение романтическим мироощущением обыкновенного человека. «Смерть Дантона» как вершинное произведение Бюхнера-драматурга. Биографический контекст создания произведения, особенности ее поэтики. Своеобразие трактовки романтической личности в этой пьесе. Девальвация трагедии эпохи в «народных» сценах, как способ усиления их драматического звучания. Театральная жизнь начала XIX столетия в Германии. Доминанты театральной жизни Германии начала XIX века: Гамбургский театр (традиции Лессинга), Мангеймский театр (актеры Шрёдер и Иффланд), Веймарский театр (традиции Гёте).Доминирование классицистской исполнительской традиции. Ее просветительские варианты. Предшествование романтического исполнения драматургическим текстам. Р омантические эксперименты в игре Ф. Флекка и Л. Девриента. Своеобразие их репертуара. Оригинальность трактовки шиллеровских, шекспировских герое. Значение немецкого романтического театра для дальнейшего развития мировой художественной культуры. Основная литература: 1. Дживелегов А.К., Бояджиев Г.Н. Истоки западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. Учебник для студентов театральных вузов. – М., 2013. 2. Зарубежное актерское искусство XIX в. Франции, Англии, Италии, США. Хресмтоматия. – СПб., 2002. 3. Мокульский С.С. История западноевропейского театра. В 2 ч. 2-е изд. Испр. – СПб., 2011. Литература: 1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – СПб., 2001. 2. Бобылева А.Л. Французский и немецкий театр в эпоху романтизма // Бобылева А.Л. Западноевропейский и русский театр XIX-ХХ веков. – М., 2011. 3. Великий романтик Байрон и мировая литература. – М., 1991. 4. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М., 1978. 5. История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М., 1999. 6. История зарубежной литературы. Античность. Средние века. Возрождение. XVII в. – СПб., 2011. 7. Карельский А. Георг Бюхнер // Бюхнер Г. Пьесы, проза, письма. – М., 1972. 8. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. – М., 1992. 9. Пастернак Б. Генрих Клейст; Его же. Г. фон Клейст. Об аскетике в культуре // Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. – М., 1991. 10. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.
|