Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство режиссуры в европейском театре рубежа XIX-ХХ веков и первой половины ХХ века в историко-культурном контексте.






Историко-художественные и философские предпосылки формирования режиссуры как самостоятельной театральной профессии.

Натуралистическая концепция театра и режиссура Мейнингенского театра. Деятельность Людвига Кронега (1837-1891). Детальное воссоздание исторической эпохи как основа сценического прочтения классики, принципы постановки массовых сцен, обращение к традиции «живописной режиссуры». А.Н. Островский и К.С. Станиславский о мейнингенцах. Режиссерская деятельность Отто Брама (1856-1912): драматургия Г. Ибсена и Г. Гауптмана в театре «Свободная сцена». Развитие натуралистических идей во французском театре: Театр Либр (Свободный театр) Андре Антуана (1858-1943). Эволюция режиссерского искусства Антуана, стремление «принять все школы и группировки» (провозглашение принципа «либерального эклектизма»). «Власть тьмы» Л.Н. Толстого и «Привидения» Г. Ибсена в театре Антуана. Создание нового типа спектакля, в основе которого ансамбль.

Режиссура символистского театра как оппозиция театральному натурализму. Основные черты театра символизма. Теория и практика символистского театра Гордона Крэга (1872-1966).Три концепции символистского спектакля Поля Фора (1872-1960): театр поэта, стремящийся усилить воздействие поэтического слова средствами театра; театр художника, в котором символистская сценография определяла эстетическую направленность спектакля; синтетический театр, воздействующий на зрителя всем комплексом художественных средств. Мировая драматургия, близкая символистской эстетике, на сцене театра Эвр в режиссуре Орельена Мари Люнье-По (1867-1940).

Полемика реформатора немецкой сцены Макса Рейнхардта (1873-1943) с театральным натурализмом А. Антуана и О. Брама. Синтетический характер режиссуры Рейнхардта. Режиссура как вид поэтического творчества, искусство поэтического реализма, соединяющего звучащее слово, пластическую выразительность актера, сценографическое и музыкальное решение спектакля. Спектакли «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (1905), «Привидения» Г. Ибсена (1906), «Гамлет» В. Шекспира (1909), «Царь Эдип» Софокла (1910) и др.

Искания французской режиссуры первой половина ХХ века. Предпосылки возникновения новой французской режиссуры в деятельности театра «Старая голубятня» Жака Копо (1879-1949), «моральное, интеллектуальное, эстетическое обновление» сценического искусства, синтез приемов условного и психологического театров. Создание творческой корпорации «Картель четырех» (1927) режиссерами разных творческих индивидуальностей Шарлем Дюлленом (1885-1949), Луи Жуве (1887-1951), Гастоном Бати (1885-1952) и Жоржем Питоевым (1885-1939). Выдающаяся роль «Картеля» в развитии французского театрального искусства. Стихия свободной импровизации и другие принципы формирования актерской техники в студии театра «Ателье» Дюллена. Спектакли Ш. Дюллена: «Антигона» Софокла (1923), «Вольпоне» Бена Джонса (1928), «Мухи» Ж.-П. Сартра (1943) и др. Интеллектуальная режиссура Л. Жуве. Сотрудничество с драматургом Жаном Жироду (спектакль «Троянской войны не будет», 1935). Религиозно-нравственные театральные искания Г. Бати, требование освобождения театра от господства литературы, синтез живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и актерского искусства, спектакль «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского в сценической адаптации Бати на сцене театра «Монпарнас» (1933). Психологический театр Ж. Питоева, «открытие» французским театром драматургии А.П. Чехова в режиссуре Ж. Питоева: спектакли «Чайка» (1921), «Дядя Ваня» (1922), «Три сестры» (1929).

Сюрреализм и искусство режиссуры: Театр «Альфред Жарри» Антонена Арто. Теория и практика «театра жестокости» А. Арто (1896-1948).

Экспрессионистский театр Леопольда Йесснера (1878-1945): интеллектуализм, принципы контраста в мизансценах и динамизма действия.

Теория и практика эпического театра Бертольта Брехта.

 

Основная литература

1. Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и ХХ столетий. 2-е изд., испр. – СПб., 2012.

2. Гиленсон Б.А. История зарубежной литературы конца XIX – первой половины ХХ века. – М., 2014.

3. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

Литература

1. Барро Ж.Л. Воспоминания для будущего. – М., 1979.

2. Бобылева А.Л. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX-XX веков. – М., 2000.

3. Гительман Л.И. Из истории французской режиссуры. Л., 1976.

4. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.

5. Искусство режиссуры за рубежом (Первая половина ХХ века). Хрестоматия. – СПб., 2004.

6. История зарубежного театра в 4 частях. Ч. 2-4. – М., 1984, 1986, 1987.

7. История зарубежного театра в 8 томах. Т. 5-8. – М., 1970, 1974, 1985, 1988.

8. Питоев Ж. Статьи. Выступления. Интервью. Письма. – М., 2005.

9. Проскурникова Т.Б. Театр Франции. Судьбы и образы. Очерки истории французского театра второй половины ХХ века. – СПб., М., 2002.

10. Спектакли двадцатого века. – М., 2004.

11. Финкельштейн Е. Картель Четырех. – Л., 1974.

12. Хрестоматия по истории зарубежного театра. – СПб., 2007.

 

22. Концепции театра ХХ века в европейском историко-культурном: Гордон Крэг, Антонен Арто, Бертольт Брехт, Ежи Гротовский.

Режиссура ХХ века в историческом, философском и общекультурном контексте эпохи. Режиссер как автор театральной концепции. Связь режиссерского искусства с методологией и стилем актерской игры, с театральной школой.

Гордон Крэг (1872-1966) – английский режиссер, художник и теоретик театра. Крэг и европейский символизм. Поиски сценической выразительности в синтетическом театре красок, света, музыки, пластики, уход от литературного театра. Крэг-теоретик («Искусство театра», 1905): отказ от реализма, «будущее искусство, которое выльется из движения», автор спектакля − режиссер, воображение как источник вдохновения. Актер в театре Г. Крэга (актер-сверхмарионетка). Реформа сценического пространства: возвращение в театр архитектуры, замена плоскости объемом, система ширм. Шекспир в театре Крэга, «Гамлет» Г. Крэга и К.С. Станиславского в МХТ (1911). Г. Крэг и театр кукол. Отражение театральных поисков Крэга в современном театре.

Антонен Арто (1896-1948) – французский режиссер и теоретик театра, поэт, художник и сценограф, прозаик, сценарист, драматург, актер театра и кино, философ, сформировавшийся как творческая личность в традиции авангардистской культуры первой половины ХХ в. Влияние символистской эстетики на формирование теории театра Арто. Арто – идеолог и практик сюрреалистического театра. Отказ от имитации жизни в театре, создание на сценических подмостках высшей реальности как цели театра. Сценическое воплощение сюрреалистических идей в спектаклях театра «Альфред Жарри». Концепция театра жестокости, предполагающая перестройку сознания. Театр нового типа, воспринимающийся как жизненная необходимость и апеллирующий к коллективному бессознательному, к архетипу. Обращение к глубокой традиции: ритуалу, мифу. Жестокость как центральное понятие концепции Арто. Возможность «взаимообнажения театра и жизни» («театр и его двойник»). Поиски нового языка театра. Реформа сценического пространства: отказ от традиционного разделения пространства театра на «сцену» и «зал». Актер в театре Арто. Идеи Арто и мировой театр.

Бертольт Брехт (1898-1956) – драматург, режиссер и теоретик театра. Теория эпического (диалектического, «неаристотелевского») театра Брехта. Отказ от аристотелевского катарсиса, утверждение театра критической мысли, где разум противостоит инстинкту. Драматургические и сценические приемы эпического театра (рассказ, преследующий дидактические цели, рассказчик-комментатор событий, монтажный принцип построения пьесы, зонги и др.). Центральное понятие театра Брехта – эффект очуждения. Отказ от «гипнотического» театра и театра, приносящего наслаждение. Особая роль музыки в брехтовском театре. Актер в театре Брехта: требование «показывать показ», «никогда не растворяться в подражаемом», сохранения «известной дистанции между собой и изображаемым», «глашатай авторской мысли». Активизация зрительского восприятия на фоне известных сюжетов в пьесах «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж», «Кавказский меловой круг» и др. Создание «театра III тысячелетия» («Берлинер ансамбль», 1949). Влияние театральной теории и практики Брехта на театр ХХ в. Идеи театра Брехта и мировой театральный процесс.

Ежи Гротовский (1933-1999) – польский режиссер-реформатор и теоретик театра. От «Театра 13 рядов» к «Театру-лаборатории»: исследование границ и возможностей театра и человека-актера (спектакли «Фауст» Марло, 1963; «Акрополис» Выспянского, 1964; «Стойкий принц» Кальдерона, 1965; «Apocalipsis cum figuris», 1968). Гротовский и идеи Станиславского. Гротовский и Арто. Брук о Гротовском. Отход от практики создания спектаклей (1973), «пара-театральные» эксперименты, исследование «исполнительских техник» в Театре Истоков (1976). Мастерская в Понтедере (Италия, 1985).

 

Основная литература:

1. Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX и ХХ столетий. 2-е изд., испр. - СПб., 2012.

2. Искусство режиссуры. ХХ век. – М., 2008.

3. История зарубежного театра: Учебник. – СПб., 2005.

4. Максимов В.И. Модернистские концепции театра от символизма до футуризма. Трагические формы в театре ХХ века. – СПб., 2014.

Литература:

1. Искусство режиссуры за рубежом (Первая половина ХХ века). Хрестоматия. – СПб., 2004.

2. История западноевропейского театра. В 8 томах. Т. 6, 7. – М., 1970, 1985.

3. Хрестоматия по истории зарубежного театр а. – СПб., 2007.

Крэг Г.

4. Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. – М., 1983.

5. Гаевский В. Крэг // Гаевский В. Флейта Гамлета. Образы современного театра. – М., 1990.

6. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. – М., 2001.

7. Крэг Г. Воспоминания. Статьи. Письма. – М., 1988.

8. Спектакли двадцатого века. – М., 2004.

Арто А.

9. Арто А. Театр и его двойник. Театр Серафима. – М., 1993.

10. Арто А. Театр и его двойник. – СПб., 2000.

11. Барро Ж.-Л. Арто // Воспоминания для будущего. – М., 1979.

12. Максимов В.И. Антонен Арто, его театр и его двойник // Арто А. Театр и его двойник. – СПб., 2000.

13. Проскурникова Т.Б. Театр Франции. Судьбы и обзоры. – СПб., 2002.

14. Эслин М. Арто (главы из книги) // Арто А. Театр и его двойник. – СПб., 2000.

Брехт Б.

15. Зингерман Б. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1979.

16. Брехт Б. «Малый органон» для театра // Брехт Б. Собр. соч. В 5-ти т. Т5/1. – М., 1965.

17. Клюев В. Театрально-эстетические взгляды Брехта. – М., 1966.

18. Копелев Л. Брехт. – М., 1969.

19. Фрадкин И. Бертольт Брехт. Путь и метод. – М., 1965.

Гротовский Е.

20. Гротовский Е. От Бедного Театра к Искусству-проводнику. – М., 2003.

21. Гротовский Е. К Бедному театру. – М., 2009.

22. Степанова П. Театр без кулис: театральные опыты Ежи Гротовского. – СПб., 2008.

23. Театр Гротовского. Сборник. – М., 1992.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал