Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема человека в средневековой философии.
Человек в средневековой философии терял свое прежнее величие и первостепенное значение. Проблемы человеческого бытия отходили на второй план. " Человек - мера всех вещей", " человек - высшая ценность" - подобные суждения не свойственны средневековой философии. Более того, такие суждения противны ей. Человек приносит себя в жертву Абсолюту, следовательно, он не абсолют, он ничто. Человек - раб, лишь отдавая себя на служение Богу, он обретает смысл. Смысл этот - вне природной жизни, а в религиозно-духовной сфере. Иерархия ценностей меняется. Там, где античная философия говорила о правах и свободе личности, о независимости мыслителя, средневековая философия больше размышляет об обязанностях христианина, смирении и о социальном неравенстве, освященном церковью. В средневековой философии на смену космоцентризму античности приходит теоцентризм. Она тесно связана с теологией. Основным вопросом философии становится проблема соотношения веры и разума. При этом, вера должна быть рационально обоснована. Схоластика стала своеобразной теологической реакцией против науки и философии. Философия была определена как служанка богословия. В основе средневековой схоластики лежали еще два важных принципа, исходящие из теологического миропонимания. Главным принципом онтологии стал принцип креационизма (или творения). А главным принципом гносеологии стал принцип откровения. Оба принципа тесно связаны между собой и предполагают существование единого личного Бога. Таким образом, в то время как греческая философия, как мы видели, полагалась на политеизм (многобожие), то средневековая философия - на монотеизм (единобожие). К слову сказать, для античной философии вопросы религии были вообще не первостепенными. В средневековой же философии они вышли на первый план. В то время как греческая философия при всем различии ее учений имела в целом натуралистический характер (единое целое, включающее в себя все сущее, в том числе и человека, есть природа); то средневековая философия приобрела религиозный характер (единое сущее есть Бог). Средневековая философия с самого начала развивалась в двух направления: патристика и схоластика. Патристика - это самое раннее направление. Сторонники патристики, главным образом, занимались критикой еретических учений христианской церкви и ее апологетикой (защитой от искажений учения). Идеологи этого направления получили определение " отцов церкви", а потому и само направление стало называться патристикой. К этому направлению относили многих мыслителей, среди них наиболее влиятельные – Оригена и Августин. Схоластика - более позднее направление средневековой философии, оно сформировалось в ХП-ХШ в.в. Главной ее проблемой, как говорилось, была проблема соотношения веры и разума. Основными ее представителями были П.Абеляр, Ф.Аквинский, Ф. Ассизский. Раннехристианская философия исключительно построена на учении Августина да и последующая схоластика остается всецело верной августиновской традиции. Фома Аквинский синтезирует августиновское учение с учением Аристотеля.
|