Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
методы прикладных социальных исследований⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Основные методы сбора социологической информации: опросные методы (анкетирование, социологическое интервью), социологический эксперимент, социологическое наблюдение, анализ документов, социометрия, контент-анализ. Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, предусматривающий устное или письменное обращение исследователя к респондентам (опрашиваемым) с вопросами по теме исследования. Опрос является самым распространенным методом сбора первичной социологической информации. Анкетный опрос – это письменный опрос, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой. Анкета представляет собой опросный лист, самостоятельно заполняемый респондентом по указанным в нем правилам. Поэтому содержащиеся в ней вопросы должны быть доступны его пониманию. Структура анкеты включяет три части: вводную, основную и заключительную («паспортичку»). Во введении указывается организация, которая проводит социологическое исследование, цель исследования, подчеркивается анонимный характер заполнения анкеты, выражается благодарность за участие в анкетировании, имеется инструкция по заполнению анкеты. В основной части содержатся вопросы, раскрывающие тему исследования. Заключительная часть состоит из блока вопросов о статусе личности и демографических данных. Для получения достоверных данных большое значение имеет подбор и формулировка вопросов анкеты или интервью, т. е. вопросы должны отвечать определенным требованиям. Например, соответствовать теме исследования, психологии, культуре и интеллектуальному уровню респондентов; быть нейтральными; в закрытых вопросах необходимо указывать все возможные варианты ответов или заменять полузакрытыми вопросами, предполагающими свой вариант ответа и др. Анкета должна включать и контрольные вопросы, целью которых является проверка правдивости и непротиворечивости ответов. Одним из главных преимуществ анкетного опроса является то, что это экономичный и оперативный метод. С его помощью можно в относительно короткий срок опросить большое количество респондентов, иногда до нескольких тысяч. Интервью – этонепосредственное вербальное взаимодействие между исследователем и респондентом в соответствии с поставленной целью. По сравнению с анкетным опросом интервью имеет ряд преимуществ: информация, полученная с помощью интервью, является более полной и определенной, чем анкетная, так как неопределенные и противоречивые ответы могут быть уточнены; интервью дает возможность наблюдения за респондентом. К недостаткаминтервью относится: проблема обеспечения анонимности; большие финансовые и временные затраты. Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социологической информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и ситуации, в которой они имеют место. Основное преимущество наблюдения в том, что оно позволяет фиксировать событие непосредственно в момент его проявления. К недостаткам наблюдения относятся: вмешательство исследователя в естественный ход событий; локальность изучаемой ситуации; субъективность оценки наблюдателя.
|