![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние общественного мнения на политические решения властных структур в обществах с различными системами властиСтр 1 из 2Следующая ⇒
Вебер классифицировал типы власти следующим образом:
• традиционная, в основе которой лежат механизмы традиции и ритуалы, изменение которых с течением времени происходит очень медленно, или же они вообще не меняются;
• легальная, основанная на законах, правилах и нормах;
• харизматическая, проявляющаяся за счет определенной связи между лидером и его последователями, когда он чувствует свое призвание для реализации определенной цели, а они видят в нем особые неординарные качества.
Под режимом взаимодействия власти и общественного мнения будемпонимать обобщенную характеристику меры его реальной включенности в принятие политических решений, управление делами государства и общества и возможностей для функционирования, предоставленных властными институтами ОМ. Основанием, на котором построено введенное понятие, является тип отношения институтов власти к общественному мнению.
Вообще изначально сложилось два противоположных типа отношения ОМ с властью: Первый ― допускающий общественность и ее ― голос‖ ― общественное мнение в святая святых политики и управления, второй ― напротив, ограничивающий такой доступ. Разные авторы по-разному обозначают данные типы. Одни ― как демократические и недемократические, другие как тип подавления общественного мнения и тип социального партнерства.
1. Режим подавления общественного мнения со стороны властных структур. Жесткий прессинг со стороны институтов власти, включая ирепрессивный компонент по отношению ко всем проявлениям массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений по поводу объектов, имеющих хотя бы минимальную социально-политическую окраску. Общественное мнение при этом представляет исключительно в качестве духовного образования и не переходит в духовно-практическую форму.
2. Режим игнорирования общественного мнения. Власть стремится свести кминимуму социально-преобразующую роль общественного мнения не с помощью его жесткого подавления, а путем отстранения от его оценок, исключения их из всех сфер принятия решений.
3. Режим патернализма (опеки)власти по отношению к общественномумнению.Это господство власти, но господство в мягкой форме. Патернализм — это уже качественно другой режим, чем подавление или игнорирование. Патернализм, таким образом, это давление, но не подавление, это отношения ведущего и ведомого, в которых за ведомым признаются определенные права, а сам он считается хоть и младшим, но участником диалога. В рассматриваемом режиме массовые оценки и общественное мнение в целом тоже выступает как субъект, хотя и существенно ограниченный другим субъектом в правах и возможностях.
4. Режим сотрудничества (взаимореализации).В его рамках происходитнаиболее полная реализация сущностных потенций мнения, оно выступает полноправным субъектом политической жизни и полноценным участником процесса управления делами общества. Такой способ построения отношений между сторонами изучаемого взаимодействия О. Иванов назвал ― социальным партнерством‖
В данном режиме имеет место давление массовых заинтересованных оценочно-ценностных суждений и обусловленных ими волевых проявлений на институты власти и управления.
Тоталитарный режим возникает, когда все сферы жизни обществаконтролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.
|