Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Утба ибн Газван
Утбе ибн Газвану в Исламе принадлежит особое место. Умар ибн аль-Хаттаб
После вечернего намаза вождь правоверных Умар ибн аль-Хаттаб удалился в свою опочивальню, чтобы немного отдохнуть перед ночным обходом города с часовыми.
Однако сон никак не шѐ л к халифу, так как в донесении, поступившем к нему с последней почтой, говорилось: ― Разгромленные мусульманами армии персов всякий раз накануне окончательного поражения получают отовсюду подкрепления, восстанавливают свою боеспособность и возобновляют боевые действия‖.
В донесении также говорилось: ― Главным источником снабжения разгромленных войск персов военным снаряжением является город Абилла61‖.
Халиф принял решение направить войска для покорения Абиллы, а также с целью ликвидации этого источника снабжения персов. Однако Умар столкнулся с проблемой нехватки войск для выполнения этой задачи.
Это объяснялось тем, что всѐ мужское население, включая юношей и стариков, уже находилось в дальних боевых походах во имя Аллаха, а в самой Медине у Умара оставался лишь небольшой отряд.
Тогда Умар решил прибегнуть к испытанному и характерному для него методу. Суть этого метода заключалась в том, чтобы компенсировать недостаточную численность войск силой их командира...
В задумчивости Умар начал перебирать в уме одного за другим своих военачальников и внезапно его осенило:
— Я нашѐ л его! Да, я нашѐ л его... Укладываясь в постель, он говорил себе:
— Это настоящий муджахид, участвовавший в битвах при Бадре, Ухуде, противостоянии у Рва и других сражениях... Он прекрасно проявил себя в йамамском походе... Его меч неотразим, а стрелы не знают промаха... Он был участником обоих переселений в Эфиопию и Медину, а также седьмым человеком из тех, кто первыми приняли исламскую веру на Земле...
Когда наступило утро, Умар распорядился: — Призовите ко мне Утбу ибн Газвана...
Когда Утба явился, халиф вручил ему знамя командира отряда мусульман, в котором насчитывалось немногим более трѐ хсот человек...
При этом Умар пообещал при первой же возможности выслать подкрепление. * * *
Когда небольшая армия мусульман была готова выступить в поход, проводить еѐ пришѐ л аль-Фарук и обратился к Утбе с напутственным словом:
— О Утба, я отправляю тебя в поход на Абиллу, которая является одной из вражеских цитаделей. Я молю Аллаха, чтобы Он помог тебе сокрушить еѐ.
Когда ты достигнешь Абиллы, призови еѐ население к религии Аллаха. Отпускай с миром того, кто примет еѐ, а с того, кто откажется, бери джизью за малолетних и находящихся в подчинении... Если же они откажутся и от первого, и от второго, то беспощадно сражайся с ними. И бойся Аллаха, о Утба, в том деле, которое поручено тебе. Остерегайся впасть в заносчивость, ибо это сильно навредит тебе в Будущей жизни. Всегда помни, что ты стал сподвижником Посланника Аллаха, и тем самым Аллах возвысил тебя после унижения, дал тебе силу после слабости. Сейчас ты стал властным руководителем и военачальником, которому подчиняются люди. Когда ты говоришь, то тебя все слушают, а когда повелеваешь, все выполняют твой приказ. Насколько же велико это благо, если им не злоупотреблять и не поддаваться искушению власти, так как это может привести тебя в Ад. Да избавит Аллах тебя и меня от этого!
* * *
Вместе со своим отрядом, женой и пятью другими женщинами и жѐ нами воинов и их сестѐ р Утба ибн Газван двинулся вперѐ д, пока не достиг местности, покрытой густыми тростниковыми зарослями, недалеко от Абиллы. Пока отряд продвигался к Абилле, продовольствие кончилось.
Когда голод усилился, Утба приказал нескольким людям: ― Идите и попытайтесь разыскать здесь какой-нибудь еды‖.
61 Абилла – город, непосредственно примыкавший к аль-Басре и являвшийся еѐ частью. Люди отправились на поиски съестного, и с ними произошла любопытная история, которую рассказывает один из очевидцев:
― Разыскивая во всей округе какую-нибудь еду, мы попали в густую рощу, где обнаружили две корзины. В одной из них были финики, а в другой – какие-то белые зѐ рна, покрытые жѐ лтой кожурой. Мы взяли с собой обе корзины и принесли их в наш лагерь. Увидев корзину с зѐ рнами, один из воинов сказал:
— Это яд, который подбросил нам враг. Не прикасайтесь к этому. Тогда мы взялись за финики и принялись их есть...
В это время чей-то отвязавшийся конь приблизился к корзине с зерном и начал его есть. Клянусь Аллахом, мы захотели тут же зарезать его и съесть мясо, пока он не подох от яда. Однако хозяин коня возразил:
— Не трогайте его! Я буду эту ночь рядом с ним, и если увижу, что он издыхает, то сам зарежу его.
На следующее утро мы обнаружили коня в полном здравии без каких-либо признаков отравления.
Тут ко мне обратилась моя сестра и сказала:
— Послушай, брат! Отец говорил, что яд становится безвредным, если отравленный продукт приготовить на сильном огне.
После этого она насыпала неизвестных зѐ рен в горшок и развела под ним сильный огонь.
Вскоре она воскликнула: — Идите сюда быстрее! Посмотрите, как потемнели зѐ рна! Сестра начала очищать коричневую кожуру и вынимать белые зѐ рна.
Затем мы собрали все зѐ рна и высыпали на большое блюдо, чтобы их съесть. Утба сказал нам:
— Помяните имя Аллаха и ешьте это.
Испробовав зѐ рен, мы обнаружили, что они чрезвычайно вкусны. Вскоре после этого мы узнали, что этот злак называется рисом‖.
Абилла, к которой направлялся Утба ибн Газван со своей небольшой армией, представляла собой город-крепость на берегу Тигра.
Персы сделали этот город своим арсеналом, а на его крепостных башнях установили наблюдательные посты, чтобы следить за передвижениями своих врагов.
Однако малочисленность войска и его слабое вооружение не помешали Утбе покорить эту крепость. Всего в его отряде насчитывалось не более шестисот воинов, которых сопровождала небольшая группа женщин, а из оружия у них были только мечи и копья. Поэтому было совершенно необходимо использовать всю силу ума.
* * *
Изготовив для женщин флаги, Утба привязал их к копьям, а затем приказал им идти за своей армией. Он также сказал женщинам:
— Когда мы приблизимся к городу, как можно сильнее поднимайте пыль, чтобы она стояла в воздухе.
Когда отряд Утбы подошѐ л к Абилле, то к ним навстречу вышли воины персов, которые заметили войско своего противника.
Увидев многочисленные флаги, развивающиеся в тылу отряда, и огромное количество пыли в воздухе, они сказали друг другу:
— Впереди идѐ т авангард, а за ним двигается в туче пыли огромная армия. Нас же в крепости очень мало...
В сердца персов закрался страх, и смятение охватило их. Они срочно начали собирать всѐ самое лѐ гкое и ценное, а затем устремились к своим кораблям, стоявшим на якоре на Тигре, и обратились в поспешное бегство. Не потеряв ни одного из своих солдат, Утба вступил в Абиллу. После этого он покорил все окрестные города и сѐ ла. В этом походе Утба захватил с трудом поддающееся учѐ ту количество трофеев, что превзошло все ожидания. Когда один из воинов Утбы вернулся в Медину, люди спросили его:
— Ну, как там положение мусульман в Абилле?
— О чѐ м вы спрашиваете?! — воскликнул воин. — Клянусь Аллахом, когда я оставил их, они и золото, и серебро отмеряли целыми мешками.
После этих слов многие устремились в Абиллу. * * *
В такой ситуации Утба ибн Газван счѐ л, что пребывание его солдат в покорѐ нных городах приучит их к лѐ гкой жизни и сделает их нравственность такой же, как у жителей этой страны, что ослабит их решимость продолжать боевые действия. Поэтому в своѐ м послании к Умару ибн аль-Хаттабу Утба испросил его разрешения приступить к строительству аль-Басры, подробно описав выбранную для строительства местность. Умар дал своѐ согласие на это строительство.
* * *
Спланировав новый город, Утба прежде всего возвѐ л главную городскую мечеть. В этом нет ничего удивительного, поскольку именно ради этого Утба и его
соратники выступили в поход во имя Аллаха. Именно благодаря этому месту поклонения Утба и его воины добились победы над врагами Аллаха.
После этого все воины начали делить между собой землю и строить дома... Однако сам Утба не стал строить собственный дом, а продолжал жить в простой палатке, поскольку начал вынашивать новый замысел...
* * *
Утба заметил, что мирские блага так сильно подействовали на мусульман в Басре, что они начали забывать самих себя. Его люди, которые ещѐ совсем недавно не знали лучшей пищи, чем сваренный с шелухой рис, вкусив персидских кушаний вроде медовой пастилы, миндальных пирожных и других деликатесов, слишком пристрастились к ним.
Утба начал испытывать серьѐ зные опасения за свою религию. Он испугался, что мирская жизнь возобладает над жизнью Будущей.
Собрав людей в мечети аль-Куфы, Утба обратился к ним с проповедью, в которой сказал:
― О люди! Мирская жизнь преходяща и близка к своему завершению. После неѐ вы переместитесь в обиталище вечной жизни. Так вступайте же в неѐ с вашими добрыми делами. Я был седьмым из первых семи мусульман вместе с Посланником Аллаха, и нашей пищей были листья деревьев, от чего на наших губах образовывались язвы. Однажды найденный плащ мне пришлось разорвать на две части и поделиться с Саадом ибн Абу Ваккасом. В половину плаща завернулся я, а в другую завернулся Саад.
А сегодня среди нас я вижу, что каждый чувствует себя наместником одной из провинций.
Упаси нас Аллах быть великим в собственной душе и маленьким у Аллаха...‖ После этого, назначив старшего среди них, Утба попрощался со своими людьми и
направился в Медину.
Придя к аль-Фаруку, Утба попросил у него разрешения сложить с себя обязанности наместника Басры, но халиф не разрешил ему этого. Как Утба ни настаивал на своей просьбе, халиф был непреклонен и повелел ему возвращаться в Басру. С большой неохотой Утба подчинился приказу Умара. Усаживаясь на верблюдицу, Утба приговаривал: ― О Господь мой, не позволь мне вернуться в Басру! О Господь мой, не позволь мне вернуться в Басру! ‖
Аллах внял его мольбе, так как недалеко от Медины его верблюдица споткнулась, и Утба рухнул на землю, расставшись с жизнью...
|