Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Признаки и модели федеративного устройства.
•Территория федерации состоит из территорий ее субъектов: штатов, земель, республик и т. д. • От международных организации федерация отличается наличием высших федеральных органов гос власти, решения которых по предметам их ведения обязательны для субъектов федерации. • Предметы ведения федерации и ее субъектов обычно разграничены в конституции, что отличает федерацию от унитарного государства. Например, Конституция США определяет исключит, компетенцию фед. органов гос. власти. Все остальное относится к ведению штатов. В Конституции РФ определяются исключительная компетенция федерации, предметы совместного ведения а все остальное, например органы государственной власти субъекта федерации, отнесено к ведению субъекта. • Субъекты федерации имеют свою конституцию, свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы (в России – мировые судьи), свое законодательство. В некоторых федерациях субъекты имеют свои вооруженные силы. Например, вооруженные силы Швейцарии состоят из вооруженных сил кантонов. В США наряду с федеральной армией существует «милиция штатов» (т. н. «национальная гвардия» которая занимается в основном подготовкой резервистов на добровольных началах) • определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов (например, право субъектов принимать свои конституции (США) • двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации; • наличие двух систем законодательства: общефедеральной и субъектов федерации; • в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов; • допускается наличие двойного гражданства (не во всех федерациях); • двухканальная система налогов; • разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов; Последний вопрос может решаться в федерации по-разному. Существует три способа дифференциации компетенции: устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов (Мексика, Аргентина) устанавливаются две компетенции - федеративная и субъектов, остальные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов (США, Канада) указываются три сферы компетенции: кроме исключительной компетенции федерации и субъектов существует сфера конкурирующих интересов (совместного ведения). Применение того или иного способа размежевания компетенции детерминируется конкретными условиями страны: при повышении самостоятельности субъектов предпочтительнее первый способ. При втором способе, если преследуется цель усилить федерацию, остаточные полномочия передаются федеральным органам, если же субъекты отстаивают свою самостоятельность, остаточные полномочия переходят к ним. Третий способ используется по-разному, но его недостаток состоит в множестве юридических сложностей по определению, а главное - реализации предметов ведения для совместной сферы. В связи с этим в новейшем конституционном законодательстве федераций дается перечень двух сфер - федеральной и конкурирующей, а остальные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов. Этот способ использован в Конституции Российской Федерации 1993 г. В целом же взаимодействие между федерацией и ее субъектами происходит противоречиво: идет как усиление центральной власти, так и ее ослабление. Развитие современного федерализма свидетельствует о том, что преобладает тенденция к интеграции федерального центра и субъектов при определенных гарантиях прав субъектов. В то же время наблюдаются серьезные всплески сепаратизма, которые имеют место в государствах разного уровня развития - Австралии, Канаде, Индии, Бельгии, Нигерии, России. Важно еще раз подчеркнуть, что входящие в федерацию субъекты не обладают верховным суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). Говоря о праве сецессии необходимо отметить, что в настоящее время ни одно государство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации. Попытки сецессии заканчивались по-разному Каждая федерация имеет свои особенности, обусловленные историческими реалиями. В науке выделяют несколько подходов к классификации этого многообразия видов и моделей федераций. Основные модели федерации определяются способом разграничения государственной власти по вертикали. В этом плане выделяются три типа современных федераций: договорная, централистская и кооперативная. В первом варианте преобладает совместное регулирование предметов ведения и полномочий, во втором - все стороны жизни регулируются федеральным центром, а в третьем - осуществляется всестороннее сотрудничество федерации и субъектов. При этом говорят о субсидиарности, т.е. самоуправлении составных частей государства при их общем сотрудничестве. Все проблемы решаются на уровне их закрепления, и вышестоящая власть вмешивается только в случае, если нижестоящая власть выходит за рамки своих полномочий.
|