Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология Э. Дюркгейма. Э. Дюркгейм,фактически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфичный предмет научного исследования социологии -- «социальную сферу»






Э. Дюркгейм, фактически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфичный предмет научного исследования социологии -- «социальную сферу». Им разработаны методология и способы социологических исследований. Этому, в частности, посвящена его работа «Правила социологического метода» (1895 г).

В качестве обобщающего понятия, которое выражает главные принципы теории и методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не обхватывает и не исчерпывает всего обилия идей Дюркгейма.

По Дюркгейму, социальная действительность включена в общий универсальный природный порядок, и она столь же основательна, а основное «реальна», как и остальные виды действительности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому, как и последние, развивается в согласовании с определенными законами Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, способ, предназначение.

Общество - действительность особенного рода, которая не сводится к иным её видам. И тут следует выделить одну основополагающую идею, которая пронизывает все научное творчество Дюркгейма.

Дюркгейм придерживался принципа, согласно которому социальные факты обязаны разъясняться другими социальными фактами. Совместно с тем он выходил за рамки этого методологического принципа.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму - социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: они есть вне индивидума; оказывают на него принудительное действие. Его социология делилась на три главные сферы: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию, которые отражали в определенной мере его взоры на назначение тех либо других сфер социальной жизни. Социальная морфология аналогична анатомии; она изучит «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В её сферу входит исследование географической базы жизни народов в связи с социальной организацией, а также народонаселения, его размера, плотности, распределения по местности.

Центральной социологической идеей, которая фактически проходит через все творчество Дюркгейма, является мысль публичной солидарности.

В объяснении данной трудности Дюркгейм отталкивается от обычной для социологии 19 века идеи двух типов общества: обычное и современное. Отсюда он выделяет два типа социальной солидарности. Во-первых, механическую солидарность, которая была типична для обычного, архаического общества и основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивидум, в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание практически целиком покрывает личные особенности, то есть отсутствует собственное «Я» -- «Я это лишь МЫ». Во-вторых, органическую солидарность, которая порождается разделением публичного труда и которая базирована не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивидума коллективом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Конкретно благодаря разделению труда индивидум понимает свою зависимость от общества, которая ранее поддерживалась репрессивными мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится принципиальным источником социальной солидарности, то оно (разделение труда) совместно с этим становится основанием морального порядка». Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не лишь историческим законом, но и основным показателем прогресса.

Тем не менее, хоть какое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато угрозой разъединения и аномалии. Дюркгейм видел наличие социальных заморочек и конфликтов. Но он считал их просто отклонением от нормы, вызванным недостаточной отрегулированностью отношений меж главными классами общества. В этом плане Дюркгейм развивал идею сотворения профессиональных компаний в качестве новейших органов публичной солидарности. Они обязаны, по его плану, делать широкий круг публичных функций -- от производственных до морально-культурных, производить и внедрять в жизнь новейшие формы, которые будут регулировать дела меж людьми, и способствовать развитию личности.

Вывод: Влияние идей Э. Дюркгейма находится в самых разных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Дюркгейм дал одно из более развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и способности социологии как науки. Он обосновывал, что общество - это действительность особенного рода, не сводимая ни к какой другой. Совместно с тем он подчеркивал, что эта действительность владеет столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таковым образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного дела к обществу в социальной практике, значимость опоры на настоящие спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал