Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вклад П.А. Сорокина в развитие социологии.
Свою научно-педагогическую и публицистическую деятельность П.Сорокин начал еще в студенческие годы. Поддерживаемый В.М.Бехтеревым, М.М.Ковалевским и другими своими учителями, он выступает с собственными лекциями перед студентами младших курсов и рабочими Петербурга. Будучи студентом первого курса Психоневрологического института (1909), он подготовил статью «Колонизационные вожделения», которая была написана в жанре публицистики, критически освещая некоторые аспекты деятельности экспедиции по изучению Печорского края, в которой он работал в качестве статистика в течение двух летних периодов 1908-1909гг. Статья была опубликована только в 1990г. в пятом номере журнала «Социологические исследования». Реализация накопленного личного творческого потенциала датируется 1913г. годом публикацией первого крупного произведения «Преступление и кара, подвиг и награда» До 1922 г. Сорокин стоял на позициях позитивизма, создав модель социологии, основанную на бихевиоризме. Социологическая концепция этого периода сформировалась под влиянием идей Ковалевского и Бехтерева. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных и других ответов (реакций) на воздействие (стимул) внешней среды, как совокупности связей «стимул — реакция». По мнению Сорокина, социология должна анализировать социальное поведение, социальное взаимодействие. Он дает следующее определение социального взаимодействия: «Явление взаимодействия людей происходит тогда, когда психические переживания или внешние акты одного из людей представляют функцию существования и состояния другого индивида. Иными словами, когда изменение психологических переживаний или внешних актов одного индивида вызываются переживаниями и внешними актами другого, когда между ними существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют». Начав социологический анализ с простейшей клетки общества — социального взаимодействия, Сорокин приходит к выводу, что причинно-функциональная связь всех частей социального взаимодействия приводит к образованию коллективного единства. Как и в любой социологической концепции, перед Сорокиным стоит проблема решения дилеммы «общество — личность». Если реализм эту проблему решал в пользу целого (общества), а номинализм в пользу личности, то Сорокин объединил эти противоположные направления, посчитав, что общество как коллективное единство, отличное от простой суммы индивидов, существует, но общество существует не «вне» и «независимо» от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц. Далее Сорокин переходит к построению системы иерархии интеграции социальных явлений, выделяя в ней 3 уровня взаимодействия. Первый уровень коллективного единства — «элементарная группа», которая образована по какому-либо общему признаку (пол, возраст, язык). Второй уровень — это различные комбинации «элементарных» групп, отношения между которыми создают своеобразные исторические условия, в которых факты социализации (географические, биолого-физиологические, социально-психологические) либо интегрируют и образуют коллективное единство, либо дезинтегрируют и способствуют распаду социального образования. Третий уровень коллективного единства - «кумулятивные группы», которые представляют собой объединения по нескольким признакам (примеры «кумулятивных групп»: классы, нации, элиты). «Кумулятивные» группы П. Сорокин называет странами, а общество представляет как иерархически организованное неравенство. Кроме стратификации общество характеризуется определенной социальной перегруппировкой (мобильностью), которая также бывает двух видов — горизонтальная и вертикальная. Она выражает собой изменение объема «элементарных» и «кумулятивных» групп в обществе, исчезновение одних групп и возникновение новых. Но, наряду с географической и территориальной перегруппировкой, в обществе есть межгрупповая и внутригрупповая мобильность (горизонтальная и вертикальная). Главные работы раннего периода в творчестве П. Сорокина - «Преступление и кара, подвиг и награда», «Предмет и границы социологии», «Общедоступный учебник по социологии», «Система социологии», «Социальная мобильность», «Социология революции». 3. Система социологии. В «Системе социологии» Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения: · его строения и состава; · данных в нем процессов или его жизнедеятельности; · происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы основные задачи изучения социологии»; Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на: · социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных явлений. · социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. · социальную генетику; «Задача генетической социологии - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни людей» Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного. Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия» - писал Сорокин. «Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям». В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия, проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются: · взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих; · взаимодействие сходных и несходных лиц; · взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное; Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного со многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых. Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством или короче коллективом. Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы: 1. космические или физико-химические; 2. биологические; 3. социально-психические; Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом. Из множества групп, на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения по: семейной принадлежности, государственной, расовой, профессиональной, имущественной, религиозной, объемно-правовой и партийной. Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают: · типичные и не типичные для данного населения. · внутренне антагонистические и внутренне солидарные. Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. «Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам: 1. Разряду космических (физико-химических) сил; 2. Разряду сил биологических; 3. Разряду сил социально-психических; К разряду космических сил П.А.Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи. К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие потребности: питания, индивидуальной самозащиты, групповой самозащиты, движения и другие физиологические потребности. Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит: идеи, чувства-эмоции и волнения людей. К сложным относятся: материальная культура, окружающая человека; духовная атмосфера социальной среды; общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д. В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. «Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что «абсолютной свободы воли» нет. Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы. Зависимость нашего поведения от социально - психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода воли» и поведения. Рост влияния социально-психических факторов «на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь «свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических, - зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения. С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы воли». «Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда - это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность». 4. Проблема социального равенства. Большое значение П.А.Сорокин придавал вопросам социального равенства. В 1917г. В Петрограде вышла книга «Проблема социального равенства». К этой проблеме он постоянно обращался в своих последних работах. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней - это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ по его заслугам, т.е. по степени его личного социально-полезного труда. Отмечал реальное равенство всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей. П.А. Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным стал его научный интерес к проблемам природы революций вообще. В работах «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Листы из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925) и др. он излагает свои теоретические взгляды по этим вопросам. Всякая революция, согласно П.А. Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения - потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе. Для того чтобы быть предпосылкой революции, такое подавление базовых потребностей населения должно носить массовый характер и сопровождаться бессилием групп поддержания порядка. Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества - краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах: любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей; каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества; каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами. Главный смысл реформ, по Сорокину, - они должны исходить из интегральной сущности человека и ни в коем случае не препятствовать его базовым инстинктам. Для этого, как минимум, необходимо: 1) чтобы сущности человека соответствовала форма производства и распределение благ; 2) чтобы функции государства в конечном счете стимулировали творческую активность населения; 3)чтобы утвердился морально-правовой порядок, единый как для власти, так и населения. Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставлению каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп. 5. Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Сорокин - один из родоначальников теорий социальной стратификации, социального пространства и социальной мобильности. В своей теории стратификации Сорокин объяснил, что любое общество делится на различные слои- страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. Социальная стратификация - естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п. Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин разделил социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность – переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке. Сорокин пришел к выводу, что соцальная мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность - противоположная ситуация - никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам. А также Сорокин ввел понятие «социальное пространство» и вложил в него иной смысл, чем был до этого - совокупность всех членов общества, как целое. В этом обществе где люди не равны, они занимают разные места в представлениях, мнениях окружающих. Одни из них находятся высоко, другие ниже в социальном пространстве.
|