Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный долг
Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшегося за это же время положительного сальдо бюджета. Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга над ВВП более, чем в 2, 5 раза, считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения. Различают внешний и внутренний государственный долг, а также краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются срочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем. Кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит. Внутренний долг государства, т.е. долг своему населению, приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. 15.3. Налоги: типы и эволюция. Кривая Лаффера Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют элементы налога. К элементам налога относятся:
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, за тонну нефти или газа). Пропорциональные – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки – средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик уплачивает не только большую абсолютную величину дохода, но и большую его долю. Прогрессивные налоги – это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами. Регрессивные – когда средняя ставка регрессивного налога снижается по мере роста дохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами. По платежеспособности налоги можно классифицировать на прямые и косвенные. Прямыеналоги непосредственно платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретного юридического или физического лица. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. К их числу следует отнести: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на социальное страхование, на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги и социальные взносы); налоги на перевод прибыли за рубеж и т.п. Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (например, акцизы). Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Основными видами косвенных налогов являются: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Практика налогообложения в большинстве стран показывает, что существует два ведущих вида налогов: подоходный и налог на добавленную стоимость (НДС). В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц. Индивидуальный подоходный налог является вычетом из доходов налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается в конце года. Этот вид налога относится к прямым прогрессивным налогам. Подоходный налогс юридических лиц – налог на прибыль корпораций (фирм) также является прямым прогрессивным налогом в большинстве стран. Корпоративный налог составляет основную часть налоговых выплат фирм. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). Часть чистой прибыли, полученной в виде дивидендов, подпадает под действие подоходного налога с физических лиц. В результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом – вначале корпоративным налогом как часть прибыли фирмы, которая превращается, с точки зрения налогообложения, в доход акционеров. Исходя из принципа двойного налогообложения распределяемой прибыли корпораций, национальные системы можно представить в следующем виде: классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается налогом на прибыль корпораций, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Люксембург, Нидерланды, США, Швеция, Швейцария, а также Россия); система снижения налога на уровне компании, при которой распределяемая прибыль облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Португалия, Япония); система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды (Австрия, Дания, Канада, Япония). Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве развитых стран, - это налог на добавленную стоимость. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. Налог на добавленную стоимость взимается в России и во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (кроме Австралии, США, Швеции) с фирм-продавцов товаров и услуг. Наряду с селективными мерами налогового регулирования, государство широко использует налоговый механизм и в целях общего воздействия на хозяйственную конъюнктуру в целом. Высокие налоговые ставки на доходы корпораций не стимулируют капиталовложения, тормозят НТП, что отрицательно сказывается на поступлениях в государственный бюджет. Американские эксперты, во главе с профессором Лаффером, попытались теоретически доказать, что при ставке подоходного налога более 50 % резко снижается деловая активность фирм и населения в целом (рис. 15.1). Рис. 15.1. Кривая Лаффера На ставку подоходного налога оказывают воздействие национальные, психологические, культурные факторы. Например, американцы считают, что при такой шкале подоходного налогообложения, которая существует в Швеции (75 %), в США никто не стал бы работать. Рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 г. в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.
|