Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методологические аспекты управления финансовыми результатами деятельности предприятия.
2.1.Технология операционного анализа при управлении финансовыми результатами. Необходимым условием получения прибыли является определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой: Затраты → Объем производства → Прибыль Операционный анализ является одним из самых простых и эффективных методов оперативного и стратегического планирования. Он основан на отслеживании зависимости финансовых результатов деятельности фирмы от издержек и объемов производства (сбыта) продукции. Изменения в структуре себестоимости могут существенно повлиять на величину прибыли, поэтому операционный анализ называют также анализом " Издержки - Объем - Прибыль". Операционный анализ служит поиску наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Поэтому этот анализ невозможен без разделения издержек на постоянные и переменные. Постоянные издержки в краткосрочном периоде в целом не меняются с изменением объема производства. Они включают в себя амортизационные отчисления, арендную плату, налог на имущество, проценты за кредит, административно-управленческие расходы и пр. Уровень операционного рычага определяется удельным весом постоянных затрат в общей сумме затрат. Переменные затраты меняются в целом прямо пропорционально изменениям объема производства товаров, работ и услуг. К ним относятся расходы на приобретение сырья и основных материалов, покупных полуфабрикатов для производственных целей, заработная плата рабочих при сдельной системе оплаты труда, часть расходов на реализацию продукции, оплата электроэнергии и др. Кроме того, выделяют и смешанные издержки, которые включают в себя элементы как постоянных, так и переменных расходов: оплата топлива, почтовые расходы, затраты на текущий ремонт оборудования и др. При конкретных расчетах необходимо выделять в составе смешанных издержек постоянную и переменную части, причисляя их к соответствующему виду затрат. Изучая динамику переменных и постоянных издержек, необходимо выделять релевантный период, так как структура издержек, суммарные постоянные издержки и переменные издержки на единицу продукции неизменны лишь в течение определенного периода и при определенным объеме продаж. Деление затрат на постоянные и переменные дает возможность финансовому менеджеру: · определить сроки окупаемости затрат; · определить запас финансовой прочности предприятия; · рассчитать оптимальную величину прибыли предприятия. Зная величину и соотношение постоянных и переменных затрат, финансовый менеджер может определить влияние изменения выручки от реализации на величину прибыли. Важным моментом является также контроль за особенностями поведения издержек (как суммарных, так и на единицу продукции) при изменении объемов продаж (табл.1). Таблица 1 Динамика переменных и постоянных издержек при изменении объема производства (сбыта) продукции в релевантном периоде
В зарубежной финансовой практике для повышения объективности разделения затрат на постоянные и переменные предложен ряд эффективных практических методов: · Метод максимальной и минимальной точки; · Статистический (или графический) метод; · Метод наименьших квадратов. Не останавливаясь на всех методах, коротко опишем первый. При нем выбирается период с наибольшим и наименьшим объемом производства. Сумма переменных издержек будет максимальной, а постоянных – минимальной в период с наибольшим объемом производства.
Ключевыми моментами операционного анализа служат операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности.
2.2 Предельный анализ прибыли, издержек и объема производства. Основные финансовые показатели: прибыль, рентабельность, капиталоотдача, капиталоемкость продукции, затрат на производство – должны быть увязаны между собой и сбалансированы с показателями производства и реализации продукции в перспективе. Сбалансированность финансовых показателей с затратами на производство и объемом продаж (реализацию) может быть осуществлена различными способами: · с помощью составления обобщенной сметы прибылей и убытков и баланса доходов и расходов; · методом производственной функции (типа функции Кобба – Дугласа), позволяющим прогнозировать ожидаемые показатели хозяйственной деятельности по факторам затрат труда и капитала; · методом предельного анализа, позволяющего определять величину максимальной прибыли исходя из равенства предельного дохода (прироста выручки на единицу продукта) предельным издержкам (приросту затрат на единицу продукта) и другие. Особо уделим внимание показателям прибыли. Величина прибыли предприятие является управляемым параметром. Управлять прибылью необходимо на всех стадиях производственно – коммерческого цикла, начиная от закупок сырья и материалов и кончая сбытом продукции. Эффективность управления прибылью возрастает в направлении, обратном движению производственно – технологического процесса. Проблема оптимизации прибыли неоднозначна. С одной стороны, прибыль должна быть как можно больше, потому что это финансовый результат, характеризующий достижение конечных целей бизнеса, повышение его инвестиционных возможностей и привлекательности. С другой стороны, показывать в отчетах большую прибыль невыгодно, потому что возрастают налогооблагаемая база и сумма налога. Отсюда возникает проблема оптимизации прибыли. Оптимизация прибыли осуществляется с помощью различных методов. Рассмотрим один из них. Объем производства продукции, цена продукта и издержки (затраты на производство продукции) находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной прибыли, возможно, при определенных соотношениях этих величин. При принятии решений, нацеленных на увеличение прибыли предприятия, необходимо учитывать предполагаемые величины предельного дохода и предельных издержек. Предельный доход – это прирост выручки от реализации на единицу прироста количества производимого продукта. Введем следующие условные обозначения: Q – количество товара (продукта); р – цена единицы товара; Q*р – доход (выручка) от реализации товара; С – издержки производства (затраты); R – прибыль от реализации (не учитывающая прочие затраты). Тогда стремление получить максимум прибыли может быть представлено в формальном виде следующей функцией: R = (p*Q) – C ®max.
Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организаций, так и формирование доходов Российского государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли, т. е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций. Заключение. По данной работе можно сделать следующие выводы, что прибыль является конечным результатом производственно-хозяйственной деятельности фирмы, показателем ее эффективности, источником средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов (накопления, социальной сферы), а также платежей в бюджет (в виде налога на прибыль). Получение прибыли — основная цель деятельности фирмы. В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение расходов на производство. Показатели рентабельности являются показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий. Показатели рентабельности предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и, в конечном счете, эффективности. Разные показатели отражают разные стороны деятельности организации. Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности.
|