Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Методические рекомендации по написанию курсовой работы






Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

Образовательное учреждение

«Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина»

ГБПОУ ММТ им. Л.Б. Красина

 

 

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ММТ им. Л.Б. Красина
Л.М. Табатадзе
«___»__________________2016 г.

 

 

Методические рекомендации по написанию курсовых работ и выпускных квалификационных работ

 

Москва


СОДЕРЖАНИЕ

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1.1. Общие положения

1.2. Этапы подготовки

1.3. Требования к оформлению

1.4. Структура курсовой работы

1.5. Порядок аттестации по курсовым работам

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАКЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР)

2.1. Общие положения

2.2. Выбор темы и руководство

2.3. Составление плана исследования и подбор необходимой литературы

2.4. Подготовка текста ВКР и его графическое оформление

III. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР)

3.1. Подготовка и допуск ВКР к защите

3.2. Процедура защиты ВКР

3.3. Критерии оценки ВКР

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Образец титульного листа курсовой работы

Приложение 2. Задание на курсовую работу (проект)

Приложение 3. График выполнения курсовой работы (проекта)

Приложение 4. Отзыв на курсовую работу (проект)

Приложение 5. Образец титульного листа ВКР

Приложение 6. Образец титульного листа ВКР

Приложение 7. Образец Календарного графика выполнения ВКР

Приложение 8. Отзыв на ВКР

Приложение 9. Рецензия на ВКР

Приложение 10. Оформление списка литературы

Приложение 11. Образец заявления о закреплении темы ВКР


Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами СПО и предназначены для всех специальностей, реализуемых в ГБПОУ «Московский многопрофильный техникум им. Л.Б. Красина».

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1.1. Общие положения.

Курсовая работа - обязательный вид учебной работы по одному из профессиональных модулей или общепрофессиональных дисциплин. Курсовая работа является результатом самостоятельного творческого исследования студента, имеющего характер научного поиска. При ее выполнении студент должен показать глубину и широту теоретических знаний по дисциплине или междисциплинарному курсу.

Выполняя курсовую работу, студент должен связывать вопросы теории с практикой, анализировать и обобщать свой практический опыт работы, совершенствовать свои професси­ональные умения.

Курсовые работы могут быть: теоретическими (реферативными), выполненными на ос­нове анализа и обобщения литературных данных по выбранной теме; эмпирическими - на основе изучения и обобщения передового опыта по профилю специальности; конструкторскими, связанными с изобретательской работой студентов и представляющими техническое описание, обоснование и назначение новых конструкций, тренажеров, комплекса наглядных пособий, программ для компьютеров и т. п.; экспериментальными, построенными с результатов проведения экспериментов, обусловленных целью работы.

Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения.

Перечень тем курсовых работ ежегодно обновляется и утверждается на заседании цикловой комиссии и предоставляется студентам для ознакомления. Студент имеет право выбрать себе тему исследования, а также предложить, в соответствии со своими научными интересами, собственную.

Темы работ могут носить «сквозной» характер: те или иные аспекты научной проблемы в течение всего периода обучения углубленно прорабатываются и становятся итогом в выпускной квалификационной работе. Тематика работ может включать различные направления исследования - от анализа теоретических проблем до выполнения конкретных работ прикладного характера.

Лица, не выполнившие курсовую работу, к очередной сессии не допускаются. В исключительных случаях и при наличии уважительных причин студенту может быть предоставлено право защиты курсовой работы в другие сроки. В качестве объективных обстоятельств могут выступать: длительная болезнь, беременность и роды, академический отпуск.

1.2. Этапы подготовки.

Порядок работы над курсовой темой включает следующие этапы:

• выбор темы исследования и формулировка названия работы;

• анализ научно-методической литературы;

• определение цели и задач;

• подготовка и проведение исследовательской части работы;

• формулировка выводов и заключения;

• оформление работы;

• защита.

На основе предварительного ознакомления с литературой и фактическим материалом, который может быть использован при написании курсовой работы, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы. Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-трех глав и заключения.

При составлении плана следует, прежде всего, определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность.

План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы.

Составленный план студент должен согласовать с руководителем курсовой работы.

Для поиска необходимых изданий следует обратиться к каталогам библиотек, библиографическим указателям, спискам литературы в учебных и учебно-методических пособиях, в научных монографиях, статьях в научных изданиях, энциклопедиях и словарях. Для подбора литературы последних лет можно также изучать указатели содержания периодических изданий.

После составления примерного перечня намеченных для анализа нормативно-правовых актов и списка статей и монографий по теме курсовой работы нужно проконсультироваться с руководителем.

Знакомясь с содержанием научной литературы, важно следить за ходом авторской мысли, уметь отличать выдвинутые автором гипотезы от собранных и приведенных им доказательств, и иллюстративного материала. Определенную трудность для изучения представляют статьи, опубликованные в тематических сборниках, поскольку в них обычно анализируются частные аспекты той или иной проблемы. Чтобы выделить основные идеи исследователя и охарактеризовать его аргументы, целесообразно прочитать публикацию несколько раз.

Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет изложить ее так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться.

Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок.

Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами.

Текст работы должен демонстрировать:

• знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;

• умение выделить проблему и определить методы ее решения;

• умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

• владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

• приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.

Курсовая работа может проверятся на наличие заимствований и плагиата.

1.3. Требования к оформлению.

Курсовая работа должна включать в себя:

• титульный лист

• содержание (план работы);

• введение - цель работы, обоснование темы и ее актуальности;

• основное содержание с разбивкой на главы, со сносками на используемую литературу, оформленными в соответствии с существующими стандартами;

• заключение;

• список нормативных правовых актов и используемой литературы;

• приложения.

Рекомендуемый объем курсовой работы (без приложений) не должен превышать 25-30 страниц машинописного текста.

Курсовая работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word с соблюдением следующих требований:

• работа должна быть отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 с полями: левое - 30 мм, верхнее - 20 мм, правое - 10 мм, нижнее - 20 мм;

• шрифт Times New Roman; кегль 14;

• интервал - полуторный;

• нумерация страниц - сквозная;

• страницы нумеруются в правом нижнем углу. Первая страница (титульный лист) и вторая (содержание) не нумеруются, но считаются.

Текст должен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен 1, 25 см. Формулы и фамилии иностранных авторов могут вписываться черной пастой или тушью.

Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры. Например, если автор ссылается на работу, представленную в списке использованной литературы под номером 7, то эта цифра должна ставиться и в тексте работы, она заключается в квадратные скобки, например: «В.И. Николаев [7] утверждает...», или «По А.Т. Брыкину [2] способы образования терминов...», или «Исследованиями последних лет установлена эффективность современных информационных технологий в подготовке специалистов [10; 12; 15]». Если приводится цитата, т.е. дословное описание определенных положений или выводов какого-либо автора, то указывается также и номер страницы, с которой она взята, например: «Сущность программированного обучения, - указывает Н.Ф. Талызина [15, с.7], - состоит...». Цитата в работе заключается в кавычки.

Наряду с текстовой информацией в курсовых работах значительное место занимает цифровая информация, которая чаще всего оформляется в виде таблиц. Таблицы должны отличаться компактностью и единообразием построения. Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово Таблица (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, посередине строки, размещается название таблицы строчными буквами, но с заглавной и еще ниже - сама таблица. В тексте на все таблицы должны быть даны ссылки. Если в работе всего лишь одна таблица, то слово «таблица» пишется полностью, в остальных случаях - сокращенно, например: «В табл. 2».

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и названия, боковика, заголовка вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф.

 

Ценным дополнением к статистическому анализу и обобщению результатов являются иллюстрации (рисунки). Они могут быть представлены в виде графиков, схем, диаграмм, фотографий. Рисунки имеют отдельную нумерацию. Подписи к ним делаются внизу в следующем порядке: сокращенное слово (Рис.), порядковый номер рисунка (без знака №), точка, название рисунка с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится. Располагать иллюстрации необходимо непосредственно после ссылки на них в тексте (например «...что видно из рис. 3»), в которой они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Наиболее часто результаты исследований представляются в виде диаграмм и графиков, для оформления которых целесообразно использовать электронную таблицу Excel. Диаграммы - это последовательность столбцов, каждый из которых опирается на один разрядный интервал, а высота его отражает число случаев или частоту в этом разряде (рис. 1).

В отдельных случаях, когда результаты представлены в процентном отношении, целесо­образно делать секторную диаграмму в виде круга (рис. 2). При этом площадь круга принимается за 100%. Для определения дуги сектора используется следующая формула:

 

d = 3600 х n 100%

Для сравнения двух или нескольких рядов измерений можно построить график. Значения измерений наносятся на одни и те же оси координат ломаными линиями (рис. 3):

Рис. 1. Изменения ЧСС на уроке (столбиковая диаграмма)
Рис. 2. Разновидности секторных диаграмм

где n - количество процентов, приходящихся на отдельную часть круга.

Рис. 3. Изменения ЧСС на уроке (линейный график)

В случае использования приложений следует учитывать, что:

• каждый структурный элемент приложений необходимо пронумеровать и снабдить подписью;

• нумерация листов приложения продолжает общую нумерацию страниц текста курсовой работы;

• в основном тексте делаются пометки, указывающие, к какому фрагменту относится то или иное приложение.

При оформлении библиографических описаний (сноски, списки литературы) принято использовать определенные правила (см. Приложение 10).

В тексте работы (в отличие от сносок) при упоминании каких-либо персоналий инициалы принято ставить перед фамилией (например, А.С. Иванов).

Оформленная курсовая работа должна быть сброшюрована и иметь обложку.

1.4. Структура курсовой работы.

Титульный лист выполняется на первом листе работы и оформляется в соответствии со стандартом. В содержании титульного листа указываются: учредитель образовательного учреждения, название образовательного учреждения, тема курсовой работы (без сокращений); сведения об авторе - курс, группа, специальность, фамилия, инициалы; сведения о руководителе должность, фамилия, инициалы; место и год выполнения работы.

На следующей странице размещается «Содержание» курсовой работы. Заголовки глав и под­разделов должны быть краткими, четкими, синтаксически разнообразными, точно отражающими внутреннюю логику работы.

Арабскими цифрами обозначаются номера глав, параграфов, подпунктов и т.д. Параграфы нумеруются отдельно внутри главы соответствующей главы, подпункты - внутри параграфа. Названия разделов воспроизводятся полностью. И в тексте работы, и в «Содержании» номера разделов указываются в одной строке с заголовками, но в тексте в конце заголовка точка не ставится. В «Содержании» обязательно указываются номера страниц, на которых помещены соответствующие заголовки.

Во введении отражаются следующие основные моменты:

• общая формулировка темы;

• теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность;

• конкретные задачи исследования, которые автор поставил перед собой;

• объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование ло­гической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и струк­туры работы;

• использованные в работе источники информации.

Введение должно быть кратким (до 2-3-х страниц) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Необходимо четко обозначить, чему посвящена работа, какую цель поста­вил перед собой автор и какие задачи намерен решить для достижения намеченной цели. Цель и задачи легче сформулировать после ознакомления с учебной и научной литературой.

Основная часть курсовой работы (обычно - 20-25 страниц) состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, - на пункты. Название глав не должно полностью совпадать с названием курсовой работы (в противном случае наличие дру­гих глав становится излишним), а название параграфов дублировать название главы. Каждая глава освещает какой-либо самостоятельный вопрос, а параграф - часть этого вопроса. Начиная работать над главой, необходимо для себя отметить ее главную идею, выделить основные тезисы, которые предстоит обосновать.

В основной части курсовой работы раскрывается сущность вопросов и современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе. Проводится анализ реального состояния проблемы на примере работы конкретных учреждений, предприятий, ор­ганизаций. Предлагаются возможные пути решения проблемы, излагаются методики и доказательства. По каждому из рассматриваемых в основной части вопросов целесообразно делать краткие выводы. Важнейшим являются содержательный аспект, логичность и последовательность изложения материала. Тема должна быть раскрыта полностью, без пропуска звеньев логической цепочки.

Следует избегать повторения одних и тех же слов и выражений.

В заключении (рекомендуемый объем - до 2-3-х страниц) следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть краткими и органично вытекать из содержания работы. Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом.

Список используемой литературы оформляется по установленному порядку (см. Приложение 10).

Он включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. При оформлении списка нельзя забывать о правилах библиографического описания. Каждую запись следует начинать с красной строки, располагать работы в алфавитном порядке.

Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы. При­ложения целесообразно вводить, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала, варианты юридических актов, других документов. Такой материал, помещенный в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение.

1.5. Порядок аттестации по курсовым работам

Курсовая работа должна быть написана в установленные сроки. Несвоевременное предоставление курсовой работы приравнивается к неявке на экзамен, поэтому студентам, не сдав­шим без уважительной причины в срок курсовую работу, ставится неудовлетворительная оценка. Студент, не сдавший курсовую работу в срок, считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю.

После написания курсовая работа передается для ознакомления руководителю, который определяет ее научный уровень, контролирует соблюдение требований по оформлению курсовой работы и допускает работу к защите. Студенты представляют руководителю для проверки и предварительной оценки законченные и полностью оформленные работы, а также их электронные копии (на флеш-карте) не позднее, чем за две недели до срока защиты.

При несоблюдении студентом требований к научному уровню, содержанию и оформлению курсовой работы руководитель возвращает курсовую работу для доработки и устранения недостатков со сроком исполнения не более 5 дней.

На курсовые работы руководителем составляется отзыв-рецензия. Форма и содержание отзыва-рецензии руководителя аналогичны тем, которые составляются на выпускную квалификационную работу. Результаты рецензирования указываются на бланке рецензии, где обязательно выставляется оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

При подготовке к защите автор может использовать копию текста курсовой работы, поскольку ее первый экземпляр накануне защиты должен находиться у руководителя курсовой работой.

К защите студент готовит устное выступление не более, чем на 5 минут. Выступление должно:

• быть четким и лаконичным;

• демонстрировать знания по освещаемой проблеме;

• содержать четко выделенный объект исследования, его предмет и гипотезу, а также обоснование актуальности рассматриваемой темы;

• освещать выводы и результаты проведенного исследования.

При устном выступлении может использоваться наглядно-иллюстративный материал: схемы, таблицы, графики и пр.

Во время защиты автор должен быть готов ответить на вопросы по теме исследования. Умение отвечать на вопросы емко и четко является очевидным достоинством любого студента, претендующего на высокую оценку.

Защита курсовой работы может являться одной из форм квалификационного экзамена по профессиональному модулю.

Критерии оценки за курсовую работу:

«Отлично» выставляется за курсовую работу, в которой:

1. Используется основная литература по проблеме.

2. Дано теоретическое обоснование темы и анализ передового опыта работы.

3. Показано применение научных методик и передового опыта в своей работе с ис­пытуемыми, обобщен собственный опыт, иллюстрируемый различными наглядными материа­лами, сделаны выводы и даны практические рекомендации.

4. Работа безукоризненна в отношении оформления (орфография, стиль, цитаты, ссылки и т. д.)

5. Все этапы работы выполнены в установленные сроки.

«Хорошо» выставляется в случае, если:

1. Использована основная литература по теме (методическая и научная).

2. Дано теоретическое обоснование и анализ передового опыта работы.

3. Все этапы выполнены в срок.

4. Работа правильно оформлена.

5. Недостаточно описан личный опыт работы, применение научных исследований и передового опыта работы.

«Удовлетворительно»:

1. Библиография ограничена.

2. Нет должного анализа литературы по проблеме.

3. Хорошо обобщен собственный опыт работы.

4. Оформление работы правильное.

5. Большая часть выполнена в срок.

На защиту курсовой работы преподавателем может быть запланировано не более 2 аудиторных часов, что находит отражение в календарно-тематическом плане по междисциплинарному курсу или дисциплине.

Защищенные курсовые работы студентов хранятся в техникуме в течение трех лет. Студенты имеют право воспользоваться своими курсовыми работами (электронными копиями), находящимися в техникуме, при написании выпускных квалификационных работ.

II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

2.1. Общие положения

Выпускная квалификационная работа (дипломная работа, дипломный проект) является одним из видов государственной итоговой аттестации выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе.

Дипломная работа - это документ, представляющий собой итоговую квалификационную работу, содержащую результаты самостоятельного исследования по определенной теме.

Дипломный проект - это документ, представляющий собой итоговую квалификационную работу, содержащую результаты проектирования по определенной теме, включающую аналитическую, графическую и расчетную часть.

При написании выпускной квалификационной работы (далее - ВКР) преследуются следующие цели и задачи:

• систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических и практических знаний по специальности и их применение для постановки и решения конкретных научных и прикладных (практических) задач;

• углубление навыков ведения самостоятельной работы, овладение современной методикой проведения исследований при решении профессиональных вопросов;

• развитие умения проводить критический анализ литературы, творчески обсуждать результаты работы, вести научную полемику.

Сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются соответствующими учебными планами программами ГИА.

Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту приказом директора назначается руководитель, а при необходимости, консультант.

Выпускные квалификационные работы подлежат рецензированию. Рецензентами могут быть сотрудники базовых предприятий, практические работники предприятий, организаций. В исключительных случаях рецензентами могут быть преподаватели техникума, которые утверждаются соответствующим приказом.

Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день их проведения после оформления протокола заседания Государственной экзаменационной комиссии (далее - ГЭК).

Государственная экзаменационная комиссия принимает решение на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, при обязательном присутствии председателя или заместителя председателя ГЭК. При равном числе голосов председатель (заместитель председателя) обладает правом решающего голоса.

По завершении работы ГЭК выпускные квалификационные работы выпускников сдаются на архивное хранение (срок хранения - 5 лет).

 

2.2. Выбор темы и руководство

Тема выпускной квалификационной работы должна быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития конкретной отрасли, отражать потребности профессио­нальной практики.

Общий перечень тем ВКР ежегодно обновляется с учетом новейших социально-экономических потребностей общества, региональной специфики.

Тематика ВКР рассматривается на заседаниях выпускающих цикловых комиссий и утверждается приказом директора.

Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы. Студент выбирает тему ВКР, основываясь, как правило, на материале своей курсовой работы, информации, полученной в ходе производственной практики или результатах и опыте собственной трудовой деятельности. Студент может предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Тема выпускной квалификационной работы закрепляется за студентом-выпускником по его личному письменному заявлению.

Выбор темы выпускной квалификационной работы должен быть связан с проблемами преддипломной практики, в ходе которой целесообразно собрать материал для будущей работы.

По одной проблеме могут выполняться ВКР несколькими студентами-выпускниками (но не более 2-х человек в одной группе), если тема, цели и задачи исследования различны. Это различие должно быть отражено в плане работы.

Утверждение тематики и руководителей ВКР производится не менее, чем за 6 месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Изменение темы ВКР может производиться по приказу директора в крайних уважительных случаях, но не позже, чем за 3 месяца до защиты.

Руководителю совместно со студентом перед началом преддипломной практики необходимо продумать, какой фактический материал требуется для подготовки ВКР по избранной теме исследования.

Руководитель выпускной квалификационной работы осуществляет контроль над процессом исследования:

• выдает студенту-выпускнику задание по ВКР;

• оказывает помощь в составлении календарного плана-графика на весь период выполнения работы;

• рекомендует студенту необходимые основные законодательные, нормативные правовые акты, научную, методическую литературу, справочные материалы, учебные пособия и другие источники по теме работы;

• проводит предусмотренные расписанием консультации;

• проверяет выполнение работы (по частям и в целом).

Задание по выпускной квалификационной работе составляется в двух экземплярах. Каждый экземпляр задания подписывается руководителем и студентом. Один экземпляр задания выдается студенту перед началом преддипломной практики, в ходе которой осуществляется сбор материалов для ВКР и обобщение информации по избранной теме.

После завершения студентом-выпускником исследования руководитель дает письменный отзыв, в котором содержится характеристика текущей работы студента над выбранной темой, а также рекомендация по допуску к защите, отмечается ее актуальность, практическая значимость, оцениваются степень самостоятельности автора ВКР, его склонность к научной деятельности и т.д.

2.3. Составление плана исследования, подбор необходимой литературы и фактического материала

План выпускной квалификационной работы представляет собой расположенный в определенной логической последовательности перечень ее структурных частей, подлежащих раскрытию (глав и параграфов).

Если студент уже работал над избранной темой раньше (курсовые работы, доклады и др.) и знает примерный круг проблем и вопросов по данной теме, то сразу же после утвержде­ния темы он должен приступить к составлению плана будущей выпускной квалификационной работы и обсудить его с руководителем.

Весь процесс подготовки условно можно представить в следующем виде:

• выбор темы исследования;

• анализ научно-методической литературы;

• определение объекта и предмета исследования;

• определение цели и задач;

• выдвижение и разработка рабочей гипотезы;

• выбор методов исследования;

• формулировка названия работы;

• предзащита;

• подготовка и проведение исследовательской части работы;

• математико-статистическая обработка результатов исследования;

• обобщение и интерпретация полученных данных;

• формулировка выводов и практических рекомендаций;

• оформление работы;

• защита.

Если студент впервые приступает к работе над темой, начинать сразу с составления плана не рекомендуется. Прежде всего, необходимо определить круг вопросов и проблем, которые следует рассмотреть в работе. Для этого требуется изучить несколько основных работ (монографий, статей), наиболее полно освещающих тему. Лишь после этого можно приступать к составлению плана.

Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы работы. Первоначально с целью обзора имеющихся источников целесообразно обратиться к электронным ресурсам в сети Интернет. Благодаря оперативности доступа к данным типам источников информации можно создать общее представление о предмете исследования, выделить основные рубрики (главы, параграфы, проблемные модули) будущей ВКР.

Подбор студентами необходимой литературы может осуществляться с использованием предметно - тематических и алфавитных каталогов научных библиотек, картотек и указателей научных работ, журнальных статей, специальных библиографических справочников, издаваемых по различным тематикам, тематических сборников литературы, на основе рекомендаций руководителя и иными путями.

Основным результатом предварительного анализа источников должен стать рабочий план, который представляет собой черновой набросок исследования. Форма рабочего плана может быть произвольной.

Особое внимание следует обратить на последовательность постановки вопросов: каждый последующий пункт должен иметь связь с предыдущим вопросом. Окончательный вариант плана выпускной квалификационной работы утверждается руководителем и по существу должен представлять собой содержание работы.

Сбор необходимого для подготовки ВКР фактического материала осуществляется в период прохождения преддипломной практики.

2.4. Подготовка текста ВКР и его графическое оформление

Результаты проведенного исследования должны быть изложены понятным языком, стилистически и грамматически правильно, логически последовательно, без исправлений и подчисток, без пропусков и произвольных сокращений. Изложение текста должно осуществляться в форме безличного монолога, ведущегося от третьего лица. Использование форм первого и второго лица нежелательно.

Каждая выпускная квалификационная работа, как правило, включает следующие структурные элементы:

• титульный лист;

• содержание работы;

• введение;

• основная часть, включающая обычно две или три главы, в каждой из которых выделяется, как правило, 2-3 параграфа;

• заключение;

• список использованной литературы;

• приложения.

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам.

После титульного листа помещается «Содержание», в котором приводятся все заголовки работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания.

Нумерация рубрик делается по индексационной системе, т.е. с цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях, кроме первой, номер, как своей рубрики, так и рубрик, которым она подчинена.

Введение и заключение - важнейшие части ВКР. Именно к ним обычно обращаются члены Государственной экзаменационной комиссии для беглого ознакомления с текстом работы. Рецензент также внимательно изучает введение и заключение, сопоставляет их, проверяя соответствие намеченных исследователем задач и полученные результаты.

Во введении четко и убедительно обосновывается актуальность избранной темы и современное состояние разрабатываемой проблемы, характеризуется научно-нормативная база и методика проведенного исследования, определяется его объект и предмет, формулируется цель и задачи дипломной работы. Объем данной части дипломной работы обычно составляет от 3-х до 5-и страниц.

Обоснование актуальности темы (значимости, важности, приоритетности среди других тем и событий) исследования - одно из основных требований, предъявляемых к выпускной квалификационной работе. Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния права, управления и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Важно обосновать необходимость изучения проблемы в новых социально-экономических условиях, учесть региональные потребности и обозначить недостаточность разработанности проблемы в научных исследованиях.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет исследования - это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к нему. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Необходимо подчеркнуть, что объект и предмет исследования, так же, как и его цели и задачи, зависят не только от выбранной темы, но и от замысла исследователя.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.

Основное внимание студента-выпускника должно быть направлено на предмет исследования, т.к. именно он определяет тему дипломной работы.

Цель работы представляет собой формулировку результата исследовательской дея­тельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Другими словами, цель работы - исследовать намеченную тему. У ВКР может быть только одна цель, поскольку для исследования намечена только одна тема.

Определив цель дипломной работы, можно сформулировать задачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской работы. Таких задач может быть 2-3 (как правило, количество задач соответствуют количеству глав в ВКР). Так, например, одна из них может быть связана с изучением состояния вопроса, другая - с разработкой экспериментальной методики обучения или тренировки и третья - с выявлением эффективности при­менения ее на практике. Задачи следует формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая из них формулируется в виде поручения («Изучить...», «Разработать...», «Выявить...», «Установить...», «Обосновать...», «Определить...» и т. п.).

Нецелесообразно ставить перед собой слишком большое количество задач, поскольку каждую из них необходимо решить и обосновать выводы. Постановка задач обычно логически связана с намеченными разделами ВКР.

Знание предмета исследования позволяет выдвинуть рабочую гипотезу, т.е. предположение о возможных путях решения поставленных задач, о результатах изучения педагогического явления, может быть, даже о возможных теоретических обоснованиях предполагаемых фактов. Гипотеза может быть индуктивной или дедуктивной. Индуктивная гипотеза исходит из самих фактов и наблюдений, накопленных ранее, определения связей и зависимостей между ними. Дедуктивная же гипотеза в своей основе уже должна иметь определенные теоретические положения и закономерности и ставить своей целью подтверждение их новыми фактами и наблюдениями.

В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения, которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите.

Метод исследования - способ получения достоверных научных знаний, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности. Метод - это способ достижения задач исследователя в различных сферах деятельности. Методы исследования зависят от того, какие цели и задачи поставлены в ВКР, а также от того, какова спе­цифика объекта изучения.

В практике проведения исследований наибольшее распространение получили следующие методы:

• анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов;

• педагогическое наблюдение;

• беседа, интервью и анкетирование;

• контрольные испытания;

• экспертное оценивание;

• педагогический эксперимент;

• математико-статистические методы.

В любой выпускной квалификационной работе должны присутствовать элементы научной новизны. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

В первой главе работы дается анализ теоретических основ исследуемой проблемы. На основе анализа научных работ отечественных и зарубежных специалистов раскрывается сущность исследуемого объекта, рассматриваются различные точки зрения на исследуемый вопрос, дается их оценка, излагается и мотивируется авторская позиция, оценивается уровень теоретической разработанности проблемы и потребности практики в исследуемой сфере. Объем данной главы должен составлять не более 20 % от ее общего объема.

Во второй главе анализируются особенности реализации исследуемой проблемы в условиях Российской Федерации, освещается ее исторический аспект, оценивается современное состояние нормативной базы, специфика существующих отечественных организационных структур и технологий, свойственных изучаемому объекту, рассматриваются тенденции раз­вития объекта исследования, выявляются имеющиеся недостатки и возможные пути их устра­нения.

Третья глава имеет обычно практическую направленность, посвящается глубокому анализу практики решения исследуемой проблемы, в том числе на примере региона. При этом вторая и последующие главы по объему должны составлять примерно 70 % всей работы.

В заключении суммируются теоретические и практические выводы, а также те предложения, к которым автор пришел в результате проведенного исследования. Данные выводы и предложения должны быть четкими, понятными и доказательными, логически вытекать из содержания глав и параграфов работы. На их основе у рецензента, членов ГЭК должно сформи­роваться целостное представление о содержании, значимости и ценности представленного исследования. При этом объем заключения обычно составляет 5% от общего объема дипломной работы.

Список использованной литературы должен быть выполнен в соответствии с ГОСТ 7.32.2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» и правилами библиографического описания документов ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиогра­фическое описание».

В список обязательно должны быть включены все издания, на которые есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были использованы в процессе подготовки работы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. Записи необходимо начинать с красной строки. Все источники, используемые при написании работы, располагаются в алфавитном порядке.

Приложения являются не обязательным, но желательным элементом ВКР. В них сосре­доточивается различный вспомогательный материал, относящийся к основному содержанию работы и подтверждающий содержащиеся в ней выводы, предложения, расчеты (копии подлинных документов, протоколы, выдержки из действующих инструкций, структурные схемы, таблицы, цифровые данные, методический материал, компьютерные распечатки, иллюстрации вспомогательного характера, формы отчетности и другие документы).

После завершения работы над текстом необходимо еще раз тщательно выверить введение и заключение.

Однако наличие сформулированных выше общих требований к ВКР не исключает, а наоборот - предполагает, широкую инициативу и творческий подход студентов при разработке избранной темы. Более того, использование оригинальных способов решения стоявших перед студентом задач является одним из основных критериев высокой оценки качества работы со стороны ГЭК.

Требования к оформлению выпускной квалификационной работы базируются на сле­дующих государственных стандартах:

• ГОСТ 7.1-2003 - Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

• ГОСТ 7.12-93 - Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке.

• ГОСТ 7.82-2001 - Система стандартов по информации, библиотечному и издательско­му делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

Общий объем дипломной работы должен составлять 60-80 страниц машинописного текста.

Оформление ВКР идентично оформлению курсовой работы.

После распечатки рукописи текст работы должен быть тщательно проверен автором с целью устранения имеющихся ошибок и опечаток. Допускается вписывание в текст работы от руки чернилами черного цвета отдельных слов, математических формул, специальных и транскрипционных знаков, букв редко применяемых алфавитов, а также букв и текстов на редко используемых языках.

Каждая структурная часть работы (введение, главы, заключение, список использованной литературы, приложения) должны начинаться с новой страницы.

Расстояния между названием и текстом параграфа, между заголовком главы и параграфа -12 мм (24 пт), последней строчкой предыдущего параграфа и расположенным ниже заголовком -16 мм (32 пт).

Наименование глав и параграфов работы должны быть, по возможности, кратким. При их написании не допускаются сокращения и переносы используемых слов. Точка в конце заголовка не ставится. Если они состоят из двух предложений, то их следует разделять точкой. Название параграфа не должно быть последней строкой на странице, а новая страница не должна начинаться с так называемой «висячей» (т.е. короткой) строки.

Заголовки структурных частей работы (содержание, введение, названия глав, заключение, список использованной литературы, приложения) располагаются в середине строки без кавычек и печатаются жирными заглавными буквами.

Номер и название параграфа печатается с заглавной буквы строчным шрифтом, жирно. Выравнивается по ширине (начинается с красной строки).

При оформлении работ используется сквозная нумерация страниц по всему тексту, включая список использованной литературы и приложения. Каждая страница работы нумеру­ется арабскими цифрами. Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию (страницы 1 и 2, соответственно), однако номера страниц на них не ставятся. На остальных листах номер располагается внизу страницы справа, без точки.

В тексте выпускной квалификационной работы, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, используются вводимые их авторами буквенные аббревиатуры, сокращённо обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. При этом первое упомина­ние таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в даль­нейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Все иллюстрации (фотографии, схемы, графики) именуются в тексте рисунками. Они нумеруются в пределах каждой главы арабскими цифрами. Номер рисунка должен состоять из номера главы и порядкового номера рисунка, разделенных между собой точкой. Например, подпись «Рис. 1.2» означает второй рисунок в первой главе. Каждый рисунок должен сопровождаться подписью, характеризующей его содержание. Она включает название рисунка и необходимые пояснения и размещается под рисунком в одну строку с его номером, выравнивается подпись по расположению рисунка.

Рисунки размещаются в работе сразу же за теми страницами, текст которых поясняется данным рисунком.

Числовые данные и лексические перечни оформляются в виде таблиц. Каждая такая таблица должна иметь заголовок, включающий расшифровку условных обозначений. Таблицы, как и рисунки, нумеруются в пределах главы. Номер таблицы и ее название указываются над таблицей. Номер таблицы выравнивается по правому краю. Заголовок таблицы выравнивается по центру таблицы, выделяется жирным шрифтом. Таблицы размещаются в тексте работы или на от­дельных листах, включаемых в общую нумерацию страниц. Текст в таблицах можно оформлять 12 кеглем шрифта. Примечания и сноски к таблице печатаются непосредственно под таблицей.

При использовании в работе материалов, заимствованных из литературных источников, цитировании различных авторов, необходимо делать соответствующие ссылки, а в конце работы помещать список использованной литературы. Не только цитаты, но и произвольное изложение заимствованных из литературы принципиальных положений, включаются в выпускную квалификационную работу со ссылкой на источник.

Точные ссылки на использованные источники являются обязательным требованием к любому научному исследованию и свидетельствуют о научной добросовестности, аккуратности и пунктуальности ее автора.

Цитаты (выдержки) из источников и литературы используются в тех случаях, когда свою мысль хотят подтвердить точной выдержкой по определенному вопросу. Цитаты должны быть текстуально точными и заключены в кавычки. Если в цитату берется часть текста, т.е. не с начала фразы или с пропусками внутри цитируемой части, то место пропуска обозначается отточиями (тремя точками). В тексте необходимо указать источник приводимых цитат. Как правило, ссылки на источник делаются под чертой, внизу страницы (сноска). Если мысль из какого-нибудь источника излагается своими словами, то сноска должна иметь вид: «См.:» («смотри»), а затем выходные данные произведения или документа. Если на странице работы повторно дается ссылка на один и тот же источник, то сноска должна иметь вид: «Там же. С. □». Возле цитаты в строке ста­вится цифра, по которой под чертой определяется принадлежность цитаты. Цитаты можно приво­дить только по источнику, ссылка на который обязательна.

Если существует необходимость сослаться на это же издание на других страницах работы, то в сноске можно указать лишь фамилию и инициалы автора, а вместо названия работы написать «Фамилия и инициалы автора. Указ. соч.» («Указанное сочинение») с указанием цитируемой страницы.

Нумерация сносок постраничная. При оформлении сносок применятся одинарный междустрочный интервал.

Образцы оформления сносок:

 

1 Кудинов О.А. История отечественного государства и права: Курс лекций. - М., 2006. С.

215.

2 Там же. С. 217.

Атаманчук Г.В. Указ. соч. С. 268.

 

Можно использовать и другой вариант оформления, не прибегая к подстрочным сноскам. В этом случае достаточно указать в квадратных скобках порядковый номер источника в списке литературы и номер процитированной страницы. Например: [5, 236]. Если же просто ссылаются на соответствующее место в источнике, то перед его номером ставится «См.:». Например: [См.: 11, 118].

Такой порядок оформления ссылок на литературные источники позволяет избежать повторения названий источников при многократном их использовании в тексте.

Приложения следует оформлять как продолжение дипломной работы. Все приложения помещаются после списка использованной литературы и отделяются от него отдельной пронумерованной страницей, на которой заглавными буквами пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЯ».

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием в правом верхнем углу страницы слова «Приложение...». Очередность их расположения должна соответствовать порядку ссылок на них в тексте.

При наличии в работе более одного приложения их следует пронумеровать арабскими цифрами без знака № (например: Приложение 3). Если приложение размещается более чем на одном листе, подписывается и нумеруется каждый лист (Приложение 3 (продолжение)). Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки - (См. Приложение №.). Каждое приложение обычно имеет само­стоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста.

В приложения нельзя включать список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата работы, помогающими пользоваться её основным текстом.

III. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ И ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

3.1. Подготовка и допуск выпускной квалификационной работы к защите

Перед защитой ВКР администрация техникума имеет право проводить предварительную защиту всех работ.

Предварительная защита проводится не позднее, чем за месяц до защиты. Замечания и дополнения, высказанные на предварительной защите, обязательно учитываются студентом-выпускником до представления работы в учебную часть.

Законченная выпускная квалификационная работа представляется студентом научному руководителю. После ее просмотра и одобрения руководитель ставит подпись на титульном листе и вместе со своим отзывом представляет заместителю директора по учебной работе за 3 дня до определенного графиком срока защиты. В отзыве должна быть дана характеристика проделанной работы по всем разделам работы, определено отношение к ней студента, понимание им полученных результатов. После рассмотрения всех материалов по ВКР заместитель директора по учебной работе решает вопрос о допуске студента к защите. С его визой на титульном листе «допустить к защите» работа направляется в учебную часть. Если научный руководитель или заместитель директора по учебной работе не считают возможным допустить студента к защите ВКР, вопрос рассматривается на педагогическом совете с участием научного руководителя. Протокол педагогического совета представляется на утверждение директору за 10 дней до срока защиты.

ВКР, допущенная к защите, направляется на рецензию. Состав рецензентов определяется за 14 дней до начала работы ГЭК и утверждается приказом директора.

ВКР с рецензией (в которой рецензент оценивает оригинальность полученных результатов, анализирует имеющиеся в работе недостатки, характеризует качество ее оформления и изложения, дает заключение о соответствии, с его точки зрения, работы предъявляемым требованиям и оценку) и отзывом руководителя должна быть представлена в учебную часть за три дня до защиты. Заведующий учебной частью знакомит с рецензией студента.

3.2. Процедура защиты выпускной квалификационной работы

Помимо сброшюрованного текста работы к защите могут быть подготовлены сопроводительные графические материалы, иллюстрирующие суть исследуемой проблемы.

Графические материалы позволяют наглядно проиллюстрировать замысел и основные итоги проведенного исследования, а также сэкономить отпущенное на доклад время. Их наличие положительно сказывается на итоговой оценке. К защите ВКР они выполняются в виде схем, диаграмм, таблиц, экономико-математических моделей на листах ватмана обычного формата, либо на электронных носителях, позволяющих применять мультимедийные технологии. При этом буквенный текст и цифровой материал следует оформить так, чтобы они свободно воспринимались с расстояния 4-5 метров. Указанные материалы могут быть оформлены также на стандартных листах (формат А4) и предложены каждому члену комиссии в виде так называемого «раздаточного материала». Количество, состав и содержание графических материалов должно быть согласовано с руководителем (обычно 3-5 листов).

Выпускная квалификационная работа защищается студентами на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии. Помимо членов комиссии на защите могут присутствовать руководитель и рецензент представляемой работы, а также все желающие по согласованию с ГЭК.

Заседание начинается с объявления списка студентов, защищающих ВКР на данном за­седании. Председатель комиссии устанавливает регламент работы заседания, затем в порядке очередности приглашает на защиту студентов, каждый раз объявляя фамилию, имя, отчество, тему работы, фамилию и должность научного руководителя. Продолжительность заседания не должна превышать 6 часов в день, а продолжительность защиты одной работы, включая обсуждение, - 45 мин.

Структура доклада на защите выпускной квалификационной работы

1. Обоснование актуальности темы представляемой к защите работы.

2. Характеристика научно-нормативной базы проведенного исследования, его объекта и предмета.

3. Четкая формулировка цели и задач исследования.

4. Исходные данные, характеризующие исследуемый объект и предмет исследования.

5. Алгоритм и методика исследования.

6. Полученные результаты. Выполнение поставленных задач исследования.

7. Выводы и предложения, сформулированные по результатам исследования.

8. Авторская оценка эффективности и возможных направлений использования результатов проведенного исследования.

Свое выступление студент начинает с обращения к председателю, членам ГЭК, присутствующим, например: «Уважаемый председатель и члены Государственной экзаменационной комиссии, уважаемые преподаватели и студенты!», далее выступление строится согласно подготовленному докладу. Изложение результатов исследований, как в самой работе, так и во время защиты не рекомендуется вести от собственного имени: «я утверждаю», «мною сделано» и т. д., лучше использовать форму множественного числа: «нами выполнено», «мы утверждаем» и т. д. Культуре речи и поведения на защите следует уделить особое внимание. В течение 7-10 минут (это примерно соответствует 4-5 страницам обычного текста, набранного с полуторным межстрочным интервалом, размер шрифта 14 пт) выпускник излагает основные результаты проведенного исследования. При этом должна быть обоснована актуальность, оха­рактеризованы научно-нормативная база, объект, предмет и методология проведенного исследования, сформулированы его цель и задачи. После этого излагаются полученные автором результаты, те выводы и предложения, к которым он пришел в итоге, дается оценка эффективности тех предложений, которые сформулированы автором.

Для того чтобы выступление выпускника было позитивно воспринято и оценено комиссией, его следует тщательно подготовить совместно с руководителем. Большую часть доклада должны составлять конструктивные предложения по разрешению проблем, существующих в рамках избранной темы. Данные предложения должны быть хорошо аргументированы, их практическую значимость следует четко обосновать. Для большей наглядности и убедитель­ности доклад может сопровождаться демонстрацией различного иллюстративного материала (схемы, таблицы, графики). Желательно также, чтобы свой доклад соискатель излагал свободно, без излишней привязки к тексту.

После выступления студент-выпускник отвечает на вопросы членов комиссии, а также на замечания, содержащиеся в отзывах руководителя и рецензента.

После ответа студента на вопросы слово предоставляется научному руководителю, который дает характеристику работы и отношения студента к ней. При отсутствии руководителя зачитывается его отзыв одним из членов ГЭК.

Затем выступает рецензент. Он оценивает полученные результаты, анализирует недостатки, характеризует качество оформления и дает оценку работы в целом. При отсутствии рецензента его рецензия также зачитывается одним из членов ГЭК. Студент должен ответить на замечания и вопросы рецензента.

После выступлений научного руководителя и рецензента председатель выясняет, удовлетворены ли рецензент и научный руководитель ответами студента, и просит присутствующих выступить по существу ВКР. После дискуссии по теме работы студент получает заключительное слово, в котором, если есть необходимость, дает ответы на вопросы выступающих.

После окончания публичной защиты ГЭК проводит свое закрытое заседание, на котором оценивает результат проведенной работы. Принятие решения по каждому из выпускников производится комиссией на основании ознакомления ее членов с оригиналом представленной работы, доклада ее автора в ходе защиты, отзыва руководителя и представленной рецензии. При этом комиссией учитываются глубина проведенного исследования, его теоретический уровень, значимость полученных результатов, обоснованность выводов и предложений, сформулированных автором, соответствие оформления исследования установленным стандартам, качество иллюстрационного материала, а также уровень общей подготовленности студента к выполнению своих профессиональных обязанностей. Решение по каждой работе принимается путем открытого голосования, на основе мнения большинства членов комиссии.

Выставленные оценки объявляются в день защиты после оформления в установленном порядке протокола заседания ГЭК.

В конце работы комиссии секретарь ГЭК проставляет оценки в книге протоколов и зачетных книжках, в которых ставят подписи все члены ГЭК.

Защищенные работы сдаются на выпускающую кафедру для регистрации и хранятся в течение пяти лет.

3.3. Критерии оценки выпускной квалификационной работы

В качестве критериев при оценке должны учитываться:

• оценка рецензента;

• уровень устного доклада и качество ответов на вопросы членов комиссии;

• актуальность избранной темы и тех задач, которые стояли перед автором;

• обоснованность результатов проведенного исследования и сформулированных по его итогам выводов и предложений, степень новизны полученных в ходе проведенного исследования результатов;

• степень самостоятельности студента при написании работы;

• новизна полученных результатов;

• практическая значимость полученных в ходе выполненного исследования результатов.

Результаты защиты оцениваются государственной экзаменационной комиссией: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Данная оценка обжалованию не подлежит.


Приложение 1. Титульный лист курсовой работы (проекта)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.062 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал