Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки реформации.






Деятельность Лютера возникли не на пустом месте.

Германия раздроблена, огромна, но церковь её едина, церковь пользуется огромным влиянием. Духовные деятели принимаются участия в политических и экономических процессах.

Третья часть всех с/х земель принадлежала церкви в Южной Германии. Монастыри стали главными землевладельцами, их было около 10000. В северных и восточных землях, церковь контролировала 4 или 5 часть земель. Налоги с таких земель не платились. Немецкое общество было недовольно тем, что церковь накапливала богатства, но делится не стремилась, хотя бы через выплату налогов. Многие немецкие феодалы стремились присоединить к своим владениям, земли церкви.

Половина высшей палаты рейхстага – совета курфюрстов состояла из церковных деятелей.

Противникам церкви в Германии выступали крупные феодалы, не все конечно, конфликтов было много на местах, они тянулись веками. К примеру, феодал стремился поглотить монастырские земли, расположенные посреди его территорий. Иски по церковному имуществу не принимались.

Широко распространялся гуманизм. В Германии гуманизм имел особенность, связанную с социально-экономической и политической особенностью страны: большинство гуманистов было за единое и сильно немецкое государство, подчиненное императору. Император по идее мог на них рассчитывать, но оказалось, что поддержка церкви императорам важнее.

Литературные памфлеты были очень распространены, в них высмеивались пороки общества. Распространение этого жанра и идей гуманизма вообще способствовало открытие книгопечатание (1438 года – типография в Страсбурге, к 1500 их десятки по всей Европе, тираж к тому времени выпущенных единиц достиг больше 1 млн, к примеру раньше Римская цивилизация за полторы тысячи лет выпустила лишь десятки единиц). Это способствовало тиражированию идей. При начальном этапе, материал был дорог, позже технологическое совершенствование, новые сорта бумаги, книги более доступны, а общество стремиться быть образованным. Памфлет – 1-2 листа, доступен богатому человеку, он образованный, прочитал, проникся идеями. Идеи Яна Гуса и Уиклифа оказали влияние на немецкую реформацию.

Как и везде нужен был человек, лидер, ведущий, на эту роль стал претендовать Мартин Лютер (1483 – 1536). Он вообще одна из ключевых фигур немецкой истории. Вокруг многих из таких фигур создавался мифологизированный образ, такой же возник вокруг Лютера. Идеализация его образа началась в 18-М столетии, при дворе герцогов Саксонии, там прожил Лютер большую часть жизни. В 18 веке опубликовали так сказать полное собрание сочинений Лютера, сопровождаемые комментариями и эпизодами из жизни. Истории были разные, в том числе неправдоподобные: поездка в Рим, попал под молнии. Это все литературный штамп, когда распространённая история, распространяется на биографию известных людей. Он получил хорошее университетское образование, богослов, знал древние языки (греческий знал не очень, и при переводе текстов, обращался к специалистом, одни из таких стал, второй номер Реофрмации, человек представляющий его интересы на сеймах и собраниях – Филипп Меланхтон, стал профессором в 21 год), после Универа, он прибыл в Рим в 1521 году, до этого принял монашество, вступил в орден Святого Августина, августинцы имели право жить вне монастырей, он в последствии преподавал в университете города Виттенберга.

История о паломничества в Рим обросла мифами. Типо увидел роскошь, верхушка поглощена светскими делами. Но на самом деле тогда, Рим представлял из себя огромную строительную площадку, церковные структуры перемещались в Ватикан, дворцы Ватикана только строились. Лютер видел может быть роскошь, но история вызывает сомнения.

Вернувшись в Германию, в 1516 году первый конфликт с церковью, в Германии начали продавать индульгенции (документ, дававший право на отпущение одного не смертного греха). Индульгенцию можно было приобрести не везде, и вообще продажа их событие редкое. Церковь понимала, что торговля индульгенциями, как свечами – фигня, они ценны своей редкостью. Идейная основа была готова. Как обосновать право отпускать грехи за деньги? Говорили, что святыми, мучениками в период земной жизни совершили огромное количество добрых дел (благие дела), они в свою очередь перетягивали зло, а значит грешников можно спасти благими делами, в виде продажи индульгенций. Для чего проводилась их прадажа? Нужны деньги на постройку собора Святого Петра. В Германии, особенно на севере, индульгенции продавались хорошо. Церковь выполнила свои задача. Лютер не смог сорвать продажу индульгенций, дело в другом, он написал текст, кстати таких как он было много, многие писали своё несогласие, но Лютер в тезисах пошёл дальше, поставив под сомнение компетенцию церковной верхушки, она не права, и не имеет право распоряжаться «благими делами». Тезисы получили широкое распространение по стране. Церковь не устраивает гонения против Лютера, она испытывает кадровый дефицит, предлагает ему должности в Германии и Риме, он отказался. Его пытались скомпроментировать, для этого из Рима отправили Томаса Гаитани, у них были диспуты. Современники, присутствующие на диспутах, на которых было сотни людей, говорили, что выиграл Лютер. Однако один спор, он все же проиграл, профессору из того же университета – Эку. Эк философ, специалист по логике. Логика основана на схоластике. Эк построил спор так, что Лютер начал опровергать неопровежимое, потом признав своё поражение. Лютер не смог объяснить то, что он понимает под тем или иным термином, до религиозных вопросов диспут не дошёл. Лев 10 отправил послание обычному монаху Лютеру личное послание. Текст письма хорошо известен. Оригинал Лютер сжёг не читая, это было оскорбление, после этого Лютера начали преследовать, он начал скрываться в разных городах Германии. Как раз началось правление Карла 5. На одном из рейхстагов в Вормсе, одни из вопросов, не первым и не последним, был вопрос о лютеранской ереси. Тогда идеи Лютера были известны по всей стране. Лютера дали возможность выступить перед двумя низшими куриями. Большинство его поддержало (представители городов и дворянства). Однако, на Рейхстаге важнейшую роль играла высшая курия. Говорили, что была встреча и даже две между Лютером и Карлом 5, они говорили на латыни, Карл не знал немецкого. Идеи Лютера были выгодны императору, но те никогда бы не пошли на разрыв с церковь, принцип Габсбургов – поддерживать церковь всеми способами. Рейхстаг объявил Лютера вне закона, его не арестовали, просто его закон не защищает, его можно убить и ограбить и все такое. Ему нужно бежать из Германии. Но герцог Саксонии Генрих якобы «похищает» Лютера, конечно, Лютер знал об этом, его везут в Дрезден, в один из замков, провёл оставшуюся жизнь под защитой саксонских князей.

Что дальше, два основных процесса: 1) публикация Мартином Лютером нескольких сочинений, в которых излагалась реформационное учение (сочинения «О свободе христианина» - религиозно-философские вопросы, тезис о свободе веры, Лютер говорил о том, что есть вера - состояние души, и исполнение религиозных обрядов, Лютер говорил, что главное вера в душе, истинно верующему не нужны посредники с богом, ему нужен религиозный наставник в детстве, который бы рассказал об основных принципах христианского учения, не надо ходить в храм каждый день, участвовать во всех религиозных мероприятиях; «О вавилонском пленении (церкви)» - сюжет из Библии, когда иудеев перестелили в Вавилон, и те, не могли вернуться на Родину. Лютер призывал освободить церковь из плена. Отказаться от своих богатств, заниматься исключительно духовными делами. Перевести Библию на немецкий язык, богослужение тоже. Лютер говорил, что главное Священное писание, Священное придание нет, оно вообще может быть ошибочным, а там решения соборов, символы веры и т.д.; пропагандисткое сочинение «Обращение к христианской знати немецкой нации» - Лютер считал немцев одним народом и одной культурой, хотя вопрос о нации в то время спорный. Он обращался к рыцарству, верхушка занята своими делами, рыцарство должно поспособствовать реформации, рыцарство откликнулось на призыв и были сторонниками Лютера. Каждый из немцев должен был определиться со своей позицией, происходит религиозная поляризация немецкого общества. Формируются религиозные парти, группировки:

(Названия придуманы историками)

1) Императорская – Карл и Фердинанд Габсбурги, туда же церковная верхушка Германии, имперские чиновники(их мало), регулярные войска императора, вступая на престол Карл 5 взял обязательство не вводить в Германию иностранные войска, так что армия из немцев, наёмники. На стороне же этой партии были ресурсы Империи Габсбургов, использовать средства из Нидерландов, войска из Испании.

2) Княжеская – светские курфюрсты, часть из них сторонники Католической веры, другая за Лютера, но это не мешало оставаться частью одной партии. Князья императора поддерживали, но находились в режиме ожидания – а что будет дальше?

3) Рыцарская – мелкие и средние феодалы, они за Лютера, им интересно церковное имущество, многие рыцари безземельны, отнять и поделить владения церкви и будет счастье. Не все поддержали рыцарей из корыстных целей, но многие из-за этого.

4) Народная партия - Партия до конца не сформировалась, сотни сект и группировок, по разному относились к учению Лютеру. Богатая верхушка городов за Лютера, другие же считали, что учению Лютера не хватало радикализма. И радикализм появляются. Мартин – умеренный реформатор, вслед за ним появляется Томас Мюнцер – радикальный реформатор, считал себя учеником Лютера, но критиковал его, говоря что церковные структуры должны быть уничтожены.

Борьба продолжалась с 1521 по 1555 годы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал