Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды учебного занятия.






Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности:

1) постоянный состав учащихся;

2) устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие продолжается 45 мин);

3) заранее составленное расписание и организацию учебной работы над одним и тем же материалом.

Основными типами уроков, характеризующимися определенными методическими особенностями, являются:

1) уроки смешанные, или комбинированные;

2) уроки изложения нового материала;

3) уроки закрепления изученного материала;

4) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

5) уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Широко используются также нестандартные, инновационные формы урочных занятий:

1) уроки-семинары;

2) конференции;

3) ролевые игры;

4) интегрированные уроки.

Общие требования к уроку можно условно разделить на три группы:

1) дидактические (или образовательные);

2) воспитательные;

3) организационные.

Подготовку учителя к уроку можно разделить на два больших этапа.

3. Планирование урока. Составляется тематический план – отражение единства и взаимосвязи всех форм организации по данному предмету. Учитель выделяет основные воспитательные цели и цели развития учащихся, достижение которых можно обеспечить, организуя усвоение учащимися материала данного раздела или темы. Здесь специально рассматриваются вводимые на уроке понятия и намечается общая последовательность их введения. Подбирается иллюстративный материал. Уточняется структура урока и методы, с помощью которых будут решаться дидактические задачи. В результате такой работы должен быть написан опорный конспект (или развернутый план) урока, отражающий основные моменты в проведении урока.

2. Анализ и самооценка урока. Анализ должен осуществляться до урока, когда подготовлен план-конспект урока: учитель продумывает, все ли им учтено при подготовке к уроку. Самооценка же базируется на анализе уже проведенного урока, когда учитель анализирует намеченный им план урока и смотрит, что ему удалось, а что не удалось. Рекомендуется следующий перечень вопросов для самоанализа и самооценки урока: общая структура урока, реализация основной дидактической цели урока, осуществление развития в процессе обучения, воспитание в процессе урока, соблюдение основных принципов дидактики, выбор методов обучения, работа учителя на уроке, работа учащихся на уроке, гигиенические условия урока.

Лекция − одна из форм организации обучения, в условиях которой преподаватель системно и последовательно преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал по целой теме, а студенты слушают и записывают содержание лекции, а в отдельных ситуациях и задают вопросы, на которые преподаватель отвечает. Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка − выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Виды лекций:

—вводная лекция (дает целостное представление об учебном предмете и ориентирует учащихся на специфику курса);

—лекция-информация (предполагает изложение и объяснение учащимся научной информации);

—обзорная лекция (представляет собой систематизацию научных знаний, излагаемых педагогом на основе меж- и внутрипредметных связей);

—проблемная лекция (новая информация предлагается посредством обсуждения проблемных вопросов);

—лекция-визуализация (предполагает предоставление учащимся наглядного материала с помощью различных технических средств обучения);

—бинарная лекция (строится в форме диалога двух педагогов различных научных школ или подходов для обсуждения насущных научных проблем);

—лекция с заранее запланированными ошибками;

—лекция-конференция (проводится как заранее спланированная система докладов учеников);

—лекция-консультация (проходит по типу «вопросов — ответов»
и заранее запланированной дискуссии;

—лекция-деловая игра;

—лекция-блицтурнир;

—лекция-брифинг;

—лекция-брейнсторминг (учащиеся обсуждают информацию, предлагаемую в форме конспектов или текстов лекций);

— телелекция, особенностью (проведение без обратной связи, с использованием видеоаппаратуры)

Виды семинаров:

· семинары-конференции,

· семинары-консультации,

· коллоквиумы,

· семинары-зачеты.

Диспут как форма учебной работы помогает усилить проблемный, творческий характер обучения, организуется для углубленного изучения вопросов, органично связанных с изученными темами, в целях дальнейшего творческого осмысления фактов, законов, событий. Диспут может предварять или завершать изучение темы. Мнения учащихся становятся либо отправным пунктом в изложении нового материала, либо предметом критической оценки. Подготовка к диспуту начинается с постановки проблемы. Учащиеся знакомятся с дополнительной литературой, консультируются с педагогом. Вступительные сообщения школьников выражают противоположные позиции и оценки, побуждают детей к изложению

и отстаиванию собственного мнения. Публичный спор завершается оценочным и разъясняющим выступлением учителя.

Лабораторная занятие — это практическое занятие, которое проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников; цель его — реализация следующих основных функций: овладение системой средств

и методов экспериментально-практического исследования; развитие творческих исследовательских навыков учащихся; расширение возможностей использования теоретических знаний для решения практических задач.

Основными структурными элементами лабораторного занятия являются:

· обсуждение учителем задания с группой, ответы на вопросы ее членов;

· самостоятельное коллективное исполнение задания посредством чтения, практической деятельности, распределения частных заданий между участниками рабочей группы;

· консультации учителя в процессе обучения;

Предметные кружки — способствуют развитию творческих способностей и познавательной деятельности учащихся. Их содержание разнообразно:

1) конструирование;

2) моделирование;

3) углубленное изучение отдельных предметов;

4) вопросы культуры и искусства и т. д.

Факультативы и предметы по выбору имеют цель развития познавательных интересов и способностей учащихся, расширения и углубления знаний, приобретение новых умений и навыков.

Их организация обычно согласовывается с родителями учащихся. Содержание факультативных занятий определяется специальными учебными программами, согласованными с программами обязательных предметов.

Экскурсии позволяют учащимся наблюдать изучаемые объекты в их натуральном виде и естественном окружении, что обеспечивает реализацию важного дидактического принципа — связи теории и практики.

Выделяют несколько типов экскурсий:

1) предварительные;

2) вводные;

3) текущие;

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите формы организации обучения и охарактеризуйте их.

2. Назовите особенности классно-урочной системы.

3. Перечислите недостатки классно-урочной системы.

4. Назовите виды учебного занятия.

5. Как написать планирование урока?

6. Как сделать самоанализ урока?

7. Какова цель экскурсий и факультативов?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал