![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учение о высших психических функциях. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение.
Специфика психического развитя человека в том, что на протяжении жизни формируются ВПФ – культурные, соц. Они проивопоставлены натуральным. В основе учения о вПФ лежит две гипотезы: об опосредованном х-ре ВПФ(опоср знаками) и о происхождении ВПФ(продукт соц-ист развития). Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование В. п. ф. представляет собой наиболее универсальный способ их формирования. ВПФ — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Примеры ВПФ: логич мышл, мнемотехнические средства… Основные характеристики В. п. ф. — опосредствованность, осознанность, произвольность, системность — представляют собой системные качества, характеризующие В. п. ф. как «психологические системы». В. п. ф. как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции. Основная ф-ция ВПФ – внутренняя регуляция поведения человека, его отношений с окр миром посредством знаков. Закономерностью формирования В. п. ф. является то, что первоначально она существует как форма взаимодействия между людьми (т. е. как интерпсихологический процесс) и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Интериоризация происходит в сотрудничестве ребенка со взрослым. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития В. п. ф., — их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования В. п. ф. представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф. Процесс интериоризации: знак есть, но не выделяется его значение; ребенок начинает ориентироваться на знак, потом выделяет его значение; потом использует знак для общения со взрослым; использует знак для регуляции своего поведения. Психофизиологической основой В. п. ф. являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корковокорковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко «закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т. о. каждая В. п. ф. не связана с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие. ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: Выводы из закона развития ВПФ: 1. об изначальной социальность ребенка. Индивидуальное есть процесс социализации 2. о роли общения 3. о новом понимании процесса интерироизации как формирования внутреннего плана сознания. Среда – детерминанта развития., не явл внешней.
|