![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика психического развития человека в онтогенезе. Роль присвоения социально-исторического культурного опыта.
Основная функция-присвоение соц культур.опыта. Развитие-процесс преодоления., путь выхода из телесной оболочки. Личность-преодоления самого себя. Детерминанты развития- среда, наследственность, а движ.силы-это то, что формирует психику. Наследственность обеспечивает только предпосылки развития.(опыты с воспит.приматов).Ребенок-кандитат в человека! Имеет определ. анатом.-физиологическое строение: программа созревания внут.органов, нерв.с, темперамент. Теория Спокка(хорошего соответствия): нерв.система пластична+среда - институт развития. Овладение идет через общение рбк+взр
Преемственность, непрерывный процесс, с другой стороны – качественное своеобразие законов развития психики в эволюции.
С работ Выготского, особенно в работах Леонтьева – два типа жизнедеятельности: 1. инстинктивно-биологический o предопределенность способа удовлетворения потребностей: животное ни к чему не относится, все это предопределено природой, задано от моменота рождения. o такой тип развития – адаптиация 2. социально – исторический o условия существования человека есть результат его материальной и духовной деятельности.
У человека три вида опыта: o видовой o индивидуальный o культурный и две формы наследования: o генетическая o социальная
В отечественной псих общение – одно из наиболее существенных условий развития психики в онтогенезе.
Лисина: общение – коммуникативная деятельность. f общения в онтогенезе: 1. передача социокультурного опыта от одного поколения к другому 2. организация и согласование совместной деятельности и сотрудничества 3. формирование, установление и развитие межличностных отношений 4. познание людьми друг друга и самопознание
Структура общения: 1. предмет общения – личность партнера 2. потребность в общении 3. коммуникативные мотивы 4. действия общения · инициативные · ответные 5. средства общения · экспрессивно – мимические, пантомимические(поза) · предметно-действенные · вербальные
6. Продукты общения · предметы материального и духовного характера
Периодизация общения Лисиной: 1.2-6 мес – ситуативно-личностное, основная потребность – в доброжелательном внимании со стороны взрослого, ср-ва общения экспрессивно-мимические 2.6мес – 3 года – ситуативно-деловое, основная потр – сотрудничество со взрослым, до года неверб средства общения, потом вербальные 3.3-5 лет – внеситуативно – познавательное, осн потребность – в уважительном отношении со стороны взрослого. Возраст почему. 4.5 – 7 лет – внеситуативно-личностное, потребность во взаимоотношении и сопреживании. Характерн вопрос- ты кого больше любишь?
--------------------------------------------------- Факты. свидетельствующие о необходимости общения: Ø воситание детей животными Ø факты депривации (госпитализма) общения – содержание детей в детских домах от рождения. Сравнивали две группы детей, экспериментальная и контрольная. Это жесткий социальный эксперимент. Первая группа – дети-отказники, без родителей, были помещены в дома ребенка. (3-6 мес) На момент поступления в приют из развитие было на уровне возраста. В приюте хороший уход, но: дети изолированы друг от друга, лежат весь день в кроватке. Вторая группа: младенцы из тюрьмы. Ребенок там – отдушина для матери, если рожаешь, то вместо тяжелой работы можешь выбрать уход за ребенком, поэтому там матери весь день с ними сидят, тискаю, целуют, таскают на руках… Использовался ряд методик для оценки детей, тесты… Изначально дети тюрьмы были более низкие по развитию (стресс матери во время беременности, фрустрация..). Но потом с каждым днем все более превышали детей приюта, к году у тюрьмы все ок, у приюта – задержка в развитии. В возрасте 2.5 – 3 года дети приюта лишь в редких случаях владели навыками прямохождения, у низ серьезе=ные нарушения эмоц, соц, личностного характера. Не сформирована потребность в контакте, не была сформирована предметная орудийность(есть ложкой, одеваться) Активность направлена на свое тело. Такие дети очень рано умирали, примерно треть не дожила до 3х лет. У детей из тюрьмы сформирована привязанность, эмоциональное общение. Вывод: очень важно, чтобы около ребенка был один или несколько постоянных взрослых (не должна быть череда бабушек и дедушек). Важна стабильность. Благодаря узнаваемому взрослому формируется базовое доверие к миру. Во время блокады Ленинграда тоже был такой невольный эксперимент.
Каковы возможности коррекции? o очень многое зависит от времени депривации. Если пропущен сенситивный период, то поддается коррекции с большим трудом. Например речь форм в первые три года, если все три года депривация – потом будет оч сложно ее сформировать. o если депривация до 3 лет, умственное развитие коррегируется, но проблемы с эмо развитием. У ребенка низкое самоприятие, подверженность страхам, стрессам, низкая потребность в общении, агрессия, фрустрации.
Ø воспитание слепоглухонемых детей (слепоглухие => немые) Если восп в условиях, когда спец не создается контакт, общение, то развитие не происходит. Контакт только телесный, предметный.
|