Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика культуры Возрождения.
В середине 14 века в Италии начинается Эпоха Возрождения («Ренессанс»). Это переход от средних веков к культуре Нового времени. Культура Возрождения – городская культура, ее развитие напрямую связано с развитием городов. Эпоха – это именно культурно-историческая эпоха наивысшего расцвета. Хронологические рамки в разных странах разные. Италия – середина 14 века, длится несколько веков. В других странах другое время. Англия – последняя четверть 16 века и первая четверть 17. Возрождение носит разный характер. Италия – культура, поэзия, Германия – философия, богословие, идеологический характер, Англия – театр. Формирование новых буржуазных отношений. Экономика и развитие Италии впереди других стран. Формирование нации приходится на ЭВ. Обнаружение античности – задом наперед. Греческие ценности начинают постигаться в ЭВ.
Яркие моменты. Формирование нового типа человека. Возрождение – очень трудный период, новые представления. Особый тип личности – титан Возрождения (Энгельс). Много талантов. Люди приходили в титаны из самых низов общества. Рассуждение Энгельса о личностях. Люди, которые создали буржуазное государство, не были буржуазно ограниченными. Многогранность личности.
Термин «Возрождение» впервые был употреблен в 1550 – Джорджо Вазари «Жизнеописания знаменитейших живописцев, ваятелей и зодчих» - узаконенный термин. Но слово появляется раньше – сами деятели ЭВ. Чтобы идти вперед надо оглянуться назад. Достичь античного уровня в культуре, надо возродить античные ценности.
Средневековье изучало античность выборочно, только то, что подходило к церковной догматике – Вергилий, Платон (выборочно), Аристотель (выборочно). Остальные авторы – в обрывках. ЭВ обратилась к античности. Как к комплексу знаний, даже несколько преувеличивала значение античности. Это первое толкование термина.
Второе – библейская мысль, притча о зерне, брошенном в камни. Служение во имя продолжения культурной традиции. Деятели ЭВ по большей части были религиозными, но они разрушали догматику церкви. Начинается церковное движение реформации. Мысль: человек может обратиться к Богу минуя церковь, обращение должно быт искренним. Вера приобретает другое качество. В ЭВ начинают формироваться современные представления о личности, индивидуальности. Средние века – название ЭВ уничижительное. В Средние века происходила подготовка к ЭВ.
Раскрепощение личности привело к ренессансному эгоцентризму. Где критерий свободы деятельности человека? Мы наблюдаем сложное и странное явление. Ренессансные гуманисты могли быть инквизиторами. Охота на ведьм. «Молот Ведьм» Лосев «Эстетика Возрождения». Удивительная аморальность. Потеря критерия деятельности приводит к тому, что тема титанической личности выходит в искусстве на первый план. Шекспир «Критерием является делание добра».
Ренессансный гуманизм – понятие отлично от современного (гуманное отношение к человеку и животным). Исконно термин происходит от названия гуманитарных наук. Гуманистами называли преподавателей. Оценочного значения не было. Философы, эстеты и т.д. Средневековье тяготело к традициям, ЭВ – антитрадиционализм, ничто не принимается на веру. ЭВ – критицизм, предполагает собственное мнение. ЭВ – индивидуализм, часто перерождается в эгоцентризм. ЭВ – культ античности. Интерес к человеку, природе, месту человека в природе. Вера в неограниченные возможности человека, прежде всего, в познании. Тема Фауста. Разрыва с христианством не было, только с догмами. ЭВ – эстетизм, эстетические отношения к явлениям действительности.
Ренессансным гуманистом мог стать любой, но это очень элитарное явление. Большая сумма знаний. За три века в пяти главных европейских странах существовало 5000 гуманистов. Вопрос о том, что вкладывет ЭВ в понятие «Человек». В античности «человек – это животное социальное», для гуманистов «Животное ученое». Человек ценится только в культурных измерениях, только природные свойства, способность к обучению. Человек – тот, кто способен к обучению. Идея культивирования человека. Особое значение имела педагогика. Понятие «республика разума». Особое внимание этому уделяет Эразм Роттердамский.
ЭВ принято делить на три этапа. Раннее Возрождение, Высокое возрождение и Позднее Возрождение (кризис).
Новый жанр – новелла. Повествование о новых в жизни явлениях. Апофеоз – Боккаччо «Декамерон». Очень мало новелл с трагическим финалом. Чаще всего в новеллах человек побеждает судьбу. На 100 новелл Боккаччо только одна со смертью. Рассказчики ЭВ показывают, как человеческая инициатива побеждает все препятствия.
Позднее Возрождение. Попадание в рабство. Человек не венец творения. Шекспир монолог «Человек квинтэссенция праха». Главный жанр в кризис – трагедия. Крушение идей, поиск морального выхода.
Билет 7. 1) «Песнь о Нибелунгах». Написана позднее другого героического эпоса (10е XIII) > героический эпос, но по свойствам близка к рыцарским романам
1. автор: • точно есть, кто составил контаминацию, не просто переписчик – из южной Германии (совр. Австрия) • это человек придворный < говорит о тонкостях этикета со знанием дела, не понаслышке
2. композиция: • 2 части (граница – ссора двух королев): о сватовстве, о мщении (м.б., долго были отдельны) • 39 части – авенюры (по событию) • дошла в 33 списках, 1 – оригинал, опубликован в XIX
3. Сюжет восходит к трем слоям: • первый слой – древнейший – мифологический – изложен в «Эддах» • второй – V, поражение бургундов от гуннов • третий слой – современность предлагаемого автора
4. черты героического эпоса: • апсихологичность • ссора королев – важна иерархия, вассальность • важен вымысел, красочность, небывалое, а не историческое событие. • хронология и география не имеют значения • важна вертикаль ад> мы> рай, важен результат, где окажешься • жизнь человека бренна, истина в вечности • образы героев • хронология и география не имеют значения
5. черты рыцарского романа • герой – рыцарь, королевич знатного рода • начало («девица… прекрасней и знатнее всех…), герой сразу влюбляется в неё, просто потому, что она существует • мотивы служения даме, супружеской любви и мести, феодальной чести и верности • праздники, турниры, охота, битвы, воинская доблесть, сила рыцарей • развернутое повествование, подробности, описания, эпизоды, переживания героев
6. особенности • «нибелунгова строка», строфы по 4 стиха с парными рифмами • постоянные повторы, дробное, ритмическое повторение • ритмика – тоника (по количеству ударений) •? 10.000 строк, но воспринимается легко • средневерхний немецкий язык (> до XVI сохранялось много языков)
7. общие места: • герой убивает дракона • спор братьев • мотив великанши волшебницы и сватовства к ней • мотив смертельности любви
|