![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 12 Ритм, метр
Ритм в широком значении – организатор музыкального времени, в узком – упорядоченная система длительностей звуков. Ключевое слово понятия «ритм» в широком значении – время, в узком – длительность. Упорядоченность ритмических длительностей, используемых в классической музыке, выражается в двукратном увеличении каждой из них, начиная от мельчайшей тридцать второй до целой. Наименьший выразительный элемент ритма – ритмический оборот. Подобно интонации, он состоит из трех–пяти, шести длительностей, образующих выразительно смысловое единство. Различают девять типов ритмических оборотов (каждый из них имеет свою характерную выразительность, которая, соединяясь с интонацией, наполняется дополнительным смыслом и значением): 1. Дробление – крупная длительность, а за ней мелкие: четверть и две восьмые; восьмая и две шестнадцатые, половинная и две четверти и т.д. 2. Суммирование – мелкие длительности, а за ними крупная: две восьмые и четверть, две четверти и половинная и т.д. 3. Пунктир – восьмая с точкой и шестнадцатая. 4. Двойной пунктир – четверть с двумя точками и шестнадцатая. 5. Обращённый пунктир – шестнадцатая и восьмая с точкой, «спотыкающийся ритм». 6. Синкопа междутактовая – слиговывание последней доли предыдущего такта с первой долей следующего такта. 7. Синкопа внутритактовая – перенесение акцента с сильной доли такта на слабую: восьмая, четверть, восьмая в размере две четверти. 8. Остинатный ритм – повторение одинаковых по длительности звуков, то есть повторяющийся ритм. 9. Особые случаи ритмического деления – дуоли, триоли, квартоли, квинтоли и т.д. Совокупность ритмических оборотов есть ритмический рисунок. Независимо от изменения звуковысотности он обладает самостоятельными содержательными свойствами. Так, резкий контраст между длительностями в ритмическом рисунке свидетельствует о внутреннем напряжении музыкального материала, а наоборот, сглаженность, выравненность ритма – о спокойном, уравновешенном состоянии. Как известно, ритм существует в единстве с метром, образуя различного рода ритмические мотивы. Выделим лишь три главных: ямбический, хореический и амфибрахический. Названия ритмических мотивов соответствуют названиям стихотворных стоп. Первый из них – ямб – предполагает затактное начало – то есть начало со слабой доли и завершение на сильной; второй – хорей – наоборот, начинается с сильной доли, завершаясь слабой; третий – амфибрахий – объединяет оба предыдущих и называется также ритмической волной, ибо имеет затакт, то есть слабую долю, сильную – вершину и завершение на слабой. Ямбический и амфибрахический мотивы особенно распространены в лирической музыке благодаря начальному вздоху, например, в мелодии романса Г. Свиридова из иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Выразительность хореического мотива больше связана с четкостью маршеобразных и двудольных танцевальных жанров. Однако эти исходные природные качества могут быть дополнены, изменены, преобразованы во взаимодействии с другими средствами выразительности. Ритмическая организация имеет важное значение для многих музыкальных жанров как средство их индивидуализации. Такого рода тесная связь ритма и жанра существует в танцевальной музыке. На протяжении исторического развития танцевальные жанры разных народов мира приобрели те типичные ритмические формулы, по которым они узнаются в любых музыкальных произведениях. Ритмоформула – это совокупность типичных для данного жанра ритмических оборотов, подчеркивающих его индивидуальные свойства. При этом ритмоформула одного жанра может быть использована в другом, что расширяет границы музыкального содержания и раскрывает его дополнительные выразительные качества. Например, ритмоформула вальса создает зримую картину бала в романсе П. И. Чайковского «Средь шумного бала» (рис. 4).
Полька Галоп Марш
|