Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы и разновидности фактуры
Так как фактура представляет собой организованное единство всех голосов произведения, то каждый из них должен иметь свою функцию. Функция – это значение того или иного голоса в многоголосии. Наибольшее количество различных функций содержит гомофонно-гармоническая фактура: 1) главный голос – мелодия; 2) второй по важности – басовый голос, или басовая тема; 3) голоса, дополняющие звуки аккорда; 4) дублирующие голоса (чаще в терцию, сексту, октаву); 5) педаль, то есть долгий выдержанный звук (органный пункт); 6) контрапункт – вторая контрастная мелодия, сопровождающая главный мелодический голос; 7) имитирующий голос; 8) подголосок. Во многих случаях, например в камерных вокальных жанрах, музыкальная фактура ограничивается тремя первыми функциями, что никак не умоляет достоинства музыки. В инструментальных оркестровых жанрах функциональный ряд увеличивается, так как исполнительский состав этих сочинений весьма разнообразен и сложность драматургии крупных форм требует использования всего арсенала фактурных средств. Таким образом, функции голосов в гомофонно-гармонической фактуре следующие: 1. Мелодия – главный голос фактуры, чаще верхний. 2. Басовый голос – фундамент фактуры, нижний. 3. Голоса, дополняющие аккорд, – чаще средние. 4. Дублирующие голоса – повторяющие какой-либо голос, чаще в терцию, сексту, октаву. 5. Педаль – долгий выдержанный звук, чаще в нижних голосах, так называемый органный пункт. 6. Контрапункт – новая контрастная мелодия, сопровождающая главную мелодию. 7. Имитирующий голос – повторяющий какой-либо голос в другом регистре, тембре, динамике. 8. Подголосок – вариант, близкий по интонационно-ритмическому облику основной мелодии и излагаемый одновременно с ней. Во многих музыкальных произведениях, относящихся к камерным жанрам, в фактуре, как правило, используются три – пять из перечисленных функций. В крупных жанрах оркестровой и хоровой музыки на протяжении всего сочинения могут быть применены все названные функции голосов в фактуре. При этом как в первых, так и во вторых возможны: 1) гибкая внутренняя перемена функций голосов; 2) изменение типа самой фактуры. Это два важнейших средства ее развития. На протяжении изложения музыкального произведения фактура развивается, меняется количество голосов в ней, обогащается их функциональное содержание. Можно говорить о трех главных средствах развития фактуры: 1) смена типов фактуры и их разновидностей, 2) перемена функций голосов и 3) фигурация – рисунок голосов и метод фактурной обработки музыкальной ткани. Смена типов фактуры происходит чаще всего на структурном уровне сочинения, то есть при переходе от одной части сложной формы к другой, хотя возможны и смены внутри части. Перемена функций голосов как более мобильное средство может встречаться даже внутри простой формы, например, сразу после изложения темы при ее варьированном повторе: при первом изложении мелодия находится в верхнем голосе, при втором − она помещается в средний или нижний голос, благодаря чему многие остальные голоса тоже меняют свою функцию. Фигурация – типичное средство для развития аккомпанирующих голосов. Различают три вида фигураций: гармоническую, ритмическую и мелодическую. Гармоническая – это музыкальное движение по звукам разложенных аккордов (простейший способ аккомпанемента в песнях, романсах); ритмическая – повторение в каком-либо остинатном ритме звука, интервала, аккорда; мелодическая – движение по аккордовым и неаккордовым звукам и привнесение мелодии в сопровождающие голоса. Очень часто гармоническая и ритмическая типы фигураций объединяются, в редких случаях все три типа фигураций находятся во взаимодействии, не меняясь на протяжении всего произведения (первая прелюдия до мажор из первого тома «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха). Фигурационность как музыкальное средство составляет специфику вариационного метода развития и, в частности, проявляется в венских классических фигурационных вариациях. Анализируя перечисленные элементы фактуры, необходимо помнить, что каждое фактурное решение определяется музыкально-эстетическими нормами эпохи, стиля, исполнительским составом, особенностями жанра и замыслом композитора. Таким образом, выразительные возможности фактуры зависят от ее типа и разновидности, функций голосов, использованных в произведении, средств развития. Методика анализа средств музыкальной выразительности: І. Мелодия: 1) образное содержание мелодии (не менее 5–6 предложений) с определением сферы образного содержания, характера музыки, ее эмоционального состояния, настроения; 2) интонационное содержание мелодии: из каких интонаций состоит мелодия, какие интонации преобладают и какова их выразительность с учетом направления движения (вверх или вниз); 3) типы мелодического движения, используемые в мелодии, какие преобладают, какова их выразительность, т.е. анализ мелодического рисунка, выявление вокальной или инструментальной природы мелодии; 4) местоположение кульминации, какими средствами она достигается, каково соотношение стадий волнообразности и выразительное значение этих качеств в мелодии.
II. Ритм: 1) каковы особенности ритмического рисунка: какие длительности преобладают, каков контраст между ними; 2) типы ритмических оборотов и их выразительность; 3) типы ритмических мотивов, использованных в мелодии и их выразительность; 4) наличие или отсутствие ритмоформул, т.е. жанровые черты ритма в мелодии.
III. Метр: 1) определить тип метрической организации; 2) каковы тип и выразительность размера; 3) наличие или отсутствие метра высшего порядка и при его наличии охарактеризовать выразительность.
IV. Лад: 1) определить тип ладовой организации; 2) проанализировать функции звуков в ладу, преобладание устойчивых или неустойчивых звуков и их выразительность в связи с метром и ритмом; 3) определить напряженность лада и наличие характерных ладовых оборотов-интервалов, подчеркивающих ладовый колорит.
V. Тональность: 1) тональный план темы и тип тональных соотношений в ней; 2) определить функции тональностей, использованных в мелодии: их историческое содержание, гармоническую функцию, красочно-тембровый колорит и цвет. VI. Гармония: 1) определить гармонию каденций и их выразительность; 2) определить гармонию кульминационной зоны, объяснить напряженность и динамизм ее в связи с метром, ритмом и интонационным содержанием; 3) выделить наиболее яркие гармонические обороты и определить их выразительность в соответствии с другими средствами.
VII. Фактура: 1) определить тип и разновидность фактуры; 2) определить функции голосов в ней и их выразительность; 3) выяснить тип фигурации и какова ее выразительность; 4) определить жанровые черты фактуры и каким образом они влияют на раскрытие музыкального содержания. В выводах по средствам выразительности необходимо подчеркнуть наиболее важные, главные из них, определяющие содержание музыкальной темы, а также дополнительные, создающие ее индивидуальный облик.
Тема 15 Средства музыкальной выразительности второй группы: тембр, регистр, диапазон, темп, агогика, динамика, артикуляция (самостоятельное изучение): см. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ, методические указания по темам для контролируемой самостоятельной работы (стр.)
|