Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 16 Циклические формы в инструментальной и вокальной музыке: сюита, сонатно-симфонический цикл, вокальный цикл, кантатно-ораториальные формы и жанры
Циклической (от гр. kyklos – круг) называется форма, состоящая из нескольких (от двух до десяти и более) самостоятельных по содержанию и законченных по форме контрастных частей, пьес, объединенных общим замыслом. Именно самостоятельность содержания и завершенность формы дают возможность исполнять отдельно части или пьесы из циклических форм, прежде всего в учебной музыкальной практике. Циклические формы охватывают разнообразные жанры инструментальной и вокально-симфонической музыки. От всех остальных музыкальных форм они отличаются объединением в одном произведении нескольких контрастных частей, пьес, песен, романсов, хоров и арий, связанных между собой общей художественной идеей, зачастую выраженной в программном названии всего сочинения и каждого его номера в отдельности. В инструментальной музыке выделяются два типа циклических форм – сюита и сонатно-симфонический цикл. В хоровой, вокально-симфонической – это вокальный цикл и кантатно-ораториальные формы и жанры. Главное отличие циклических форм от всех остальных музыкальных форм заключается в том, что каждая из них состоит из двух – двадцати и более самостоятельных по содержанию и законченных по форме частей, номеров, пьес, объединенных общим замыслом. Сюита (с фр. suite – ряд, последовательность) – это циклическая инструментальная форма, состоящая из нескольких (от трех-четырех до двадцати и более) самостоятельных по содержанию и законченных по форме контрастных частей или пьес, объединенных каким-либо общим музыкальным средством: жанром, тональностью, формой, программой. Например, в танцевальной сюите объединение происходит с помощью одного жанра, в программной сюите – с помощью программы, выраженной в названии произведения. Главный принцип формообразования сюиты – создание единого композиционного целого на основе чередования контрастных частей. Сюита – очень распространенный тип инструментального музыкального сочинения для различных исполнительских составов: сольная сюита, ансамблевая, камерная, симфоническая. Части сюиты в большинстве случаев контрастны между собой по характеру, жанру, мелодико-ритмическому и фактурному облику, метру и темпу. В то же время они могут быть связаны разными музыкальными способами: жанровой или структурной общностью; тональным единством и даже некоторой интонационной близостью. Различают два основных типа сюит: старинная, или танцевальная, сюита и новая сюжетно-программная сюита, появившаяся в романтической музыке XIX в. История развития танцевальной сюитной формы насчитывает несколько веков. Корни ее уходят в традиции сопоставления медленного танца-шествия четного, двухдольного размера и живого прыжкового танца, обычно нечетного трехдольного размера. Первыми такими парами в европейской музыке в середине XVI в. стали: торжественная плавная павана и подвижная, энергичная гальярда, а также подобные им парные образования: басданс – турдион, бранль – сальтарелла, пассамеццо – сальтарелла. К каждой паре танцев иногда присоединялся и третий танец еще более оживленного темпа. К середине XVII в. окончательно завершился процесс перерождения бытового танца в пьесу для слушания. Классический тип старинной танцевальной сюиты утвердился в эпоху барокко в творчестве И. Фробергера, а затем был развит и закрепился в клавесинной музыке И.-С.Баха (французские, английские сюиты и партиты, или итальянские сюиты). Танцевальная барочная сюита состоит из четырех обязательных танцев, контрастных между собой по темпу, метру, ритмическому рисунку. Умеренно медленную немецкую аллеманду (четыре четверти) сменяет быстрая или умеренно быстрая французская куранта (три четверти), за ней следует медленная испанская сарабанда (три четверти) и завершает сюиту стремительная жига – танец ирландских моряков (три восьмые или шесть восьмых). Кроме обязательных танцев, в баховской сюите использовались и другие, распространенные в эпоху барокко, танцы. Это такие известные танцы, как гавот, менуэт, бурре, паспье, полонез и некоторые нетанцевальные пьесы: ария, рондо, вступительные прелюдия, симфония, токката, увертюра. Важным объединяющим музыкальным средством в баховской танцевальной сюите, кроме жанра, были единая тональность для всех пьес и форма – старинная двухчастная (табл. 21). Таблица 21
|