Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Альтернативные системы оплаты труда
В последнее время получили распространение системы оплаты труда, которые позволяют в определенной мере нивелировать недостатки тарифной системы. Самыми распространенными из них являются: 1. коллективная, 2. рейтинговая, 3. контрактная. Коллективная форма оплаты труда. В соответствии с этой системой распределение коллективного заработка между членами бригады производится на основании тарифных разрядов и фактически отработанного времени. Такая форма более полно учитывает реальный вклад каждого работника в общие результаты работы. Это осуществляется с помощью применения коэффициента трудового участия (КТУ) распределяющего приработок (надтарифная часть заработной платы) или весь коллективный заработок. В основе этой системы лежит долевое распределение средств между работниками в зависимости от различных критериев. 1. Квалификационный уровень. Основнымкритерием в этой системе является квалификационный уровень каждого работника (К У). Он устанавливается для всех членов трудового коллектива в зависимости от знаний работника, навыков в работе и умения воплощать эти навыки в реальные дела. 2. Коэффициент трудового участия (КТУ 0, 8-2, 0) — это обобщенная количественная оценка личного вклада каждого члена бригады в конечный результат труда, с учетом которой производится распределение коллективного заработки бригады. 3. Фактически отработанное время (ТФ). Рейтинговая система. В этой системе, разработанной с учетом практики японских предприятий, любой трудовой процесс основывается на умении воплощать в жизнь знание и опыт каждого работника. В этой системе определяются 3 коэффициента: 1. коэффициент образования КО – 0, 8-2, 0 2. стаж работы КС – 2, 0-2, 5. Этот коэффициент подбирается экспериментальным путем и устанавливается таким образом, чтобы снизить текучесть кадров, особенно в первые годы работы 3. коэффициент значимости работника для данного предприятия (КЗ) свидетельствует о месте работника в иерархии кадров предприятия. Кроме этих 2-х систем у нас широко используется контрактная система. В ней решающее значение при оплате труда принадлежит контракту. Контракт – это письменный договор между наемным работником и нанимателем. В трудовом контракте подробно излагаются права и функциональные обязанности как наемного работника, так и нанимателя. В нем также оговорены форма оплаты труда, условия премирования, обязанности нанимателя и работника. В контракте обязательно должны быть оговорены условия расторжения контракта, а, следовательно, действия, которые должны быть предприняты при его расторжении как по инициативе работника, так и по инициативе нанимателя. Контракт составляется не менее чем на 1 год, но чаще всего на срок от 3 до 5 лет.
13. Перечислите и охарактеризуйте выплаты стимулирующего и компенсирующего характера. Заработная плата по тарифным ставкам и расценкам называется основной. Выплаты сверх основной заработной платы называются выплатами стимулирующего характера. Выплаты стимулирующего характера - это премии, надбавки и доплаты к тарифным ставкам. Дополнительные выплаты необходимы для стимулирования (побуждения) работников к увеличению производительности труда, повышению качества продукции, снижению затрат и увеличению прибыли. На разных предприятиях могут применяться разные виды выплат стимулирующего характера. Назовем наиболее распространенные виды выплат. Как правило, в названии выплат содержится название того результата труда, достижение которого стимулирует данная выплата. Премии: - за выполнение заданий по выпуску продукции; - за выпуск продукции установленного качества; - за экономию материальных ресурсов (энергоресурсов, сырья и т. д.); за достижение определенной суммы прибыли по предприятию; - за достижение определенных объемов деятельности. Надбавки: - за высокое профессиональное мастерство, сложность и напряженность труда; - за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы); - за высокие достижения в труде, выполнение особоважной (срочной) работы; - за руководство бригадой Доплаты: - за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ; - за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника; - за работу в неблагоприятных условиях с учетом степени тяжести и вредности труда; - за работу в ночное время; - за ненормированный рабочий день. Конкретные размеры премий, надбавок и доплат устанавливаются руководством предприятий и закрепляются в коллективном договоре или договорах (контрактах) с работниками. Коллективный договор заключается между нанимателем (администрацией) предприятия и коллективом (в лице профсоюзного комитета). Компенсационные выплаты - это закрепленные законом возмещения работникам расходов, понесенных ими в связи с выполнением своих трудовых обязанностей. К таким расходам законодательство относит: выплаты при командировках, при переводах, приеме и направлении на работу в другую местность, за использование инструмента, принадлежащего работнику, за спецодежду и спец обувь при приобретении их самим работником и др. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера).
14. Дайте определение понятия качество продукции. Перечислите и охарактеризуйте показатели качества. Качество продукции - совокупность свойств, отличающих ее от аналогичной по назначению продукции и позволяющих наилучшим образом удовлетворять личные и производственные потребности. Повышение качества продукции - это работа над улучшением ее полезных свойств. Повышение качества является важнейшей задачей как отдельных предприятий, так и государства в целом. Уровень качества продукции влияет на предпочтения потребителей, а значит, на объемы спроса, предъявляемого на нее рынком. Следовательно, чем качественнее продукция, тем лучше ее покупают, тем больший объем выручки и прибыли может получить предприятие. Высокое качество - важнейшее условие обеспечения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. К основным показателям качества продукции относятся: безопасность для здоровья человека и окружающей среды, надежность, удобство в эксплуатации (потреблении), эстетический вид, транспортабельность. Безопасность для здоровья - показатель, характеризующий отсутствие вредных для здоровья свойств и веществ. Безопасность для окружающей среды - показатель, характеризующий степень негативного воздействия отходов потребления данной продукции на природу. Чем больше используется в продукции материалов, которые разлагаются, не нанося вреда окружающей среде, тем более безопасной (экологичной) считается такая продукция. Надежность - свойство продукции, которое состоит в способности функционировать без поломок. Понятие надежности включает долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. Удобство в эксплуатации - свойство, позволяющее пользоваться продукцией без причинения неудобств. Этому способствует современная упаковка, конструкция изделий. Т ранспортабельность - удобство для перевозки продукции. Определяется ее конфигурацией, возможностью удобного размещения в транспортных средствах. Эстетический вид- привлекательный, красивый вид продукции.
15. Раскройте сущность понятия сертификация. Наряду с системой стандартизации работает система сертификации продукции. Сертификация продукции - это проводимая уполномоченными государством организациями работа, цель которой - установить, соответствует ли произведенная продукция требованиям конкретных стандартов Успешное прохождение процедуры сертификации подтверждается документом, который называется сертификатом соответствия. Сертификат выдается на определенную продукцию (работу, услугу), партию товаров. На сам товар наносится маркировка, подтверждающая факт прохождения сертификации. Эта маркировка называется знаком соответствия Сертификация продукции осуществляется в целях: 1. обеспечения безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также для охраны окружающей среды; 2. подтверждения соответствия показателей качества продукции, заявленных изготовителем (продавцом), нормативным документам по стандартизации; 3. повышения конкурентоспособности продукции; 4. защиты рынка страны от некачественной импортной продукции. Продукция делится на подлежащую обязательной и добровольной сертификации. Обязательной сертификации подвергаются товары, которые в случае их низкого качества могут принести ущерб жизни и здоровью человека. К такой продукции относятся, например, мебель, обувь, одежда, игрушки и другие товары для детей, косметическая продукция, моющие средства, бытовая радиоэлектронная аппаратура, услуги парикмахерских ит. д. Добровольная сертификация осуществляется в отношении продукции, для которой не требуется обязательная сертификация.
16. Раскройте сущность понятия стандартизация. Государство заинтересовано в том, чтобы как можно большая часть производимой на его территории продукции была качественной, успешно конкурировала на внешнем рынке. С этой целью в разных странах создается система стандартизации. Стандартизация - это деятельность по установлению и применению стандартов, норм, правил и характеристик. Целью стандартизации является обеспечение: • защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; • повышения конкурентоспособности продукции (услуг); • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; • единства измерений; • национальной безопасности; -устранения технических барьеров в торговле; • экономии ресурсов, снижения энерго- и материалоемкости продукции, работ и услуг. Стандарт - технический нормативный правовой акт, содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.
|