Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 13. Ступени познания






Познание - высшая форма отражения действительности в голове человека. Когда мы говорим познание вместо сознания, то акцентируем внимание на процессуальной сущности сознания, динамике. Познание - это процесс накопления знаний. Неслучайно у них общий корень.

 

Познание изучается философией и гносеологией (от греч. гнозис. - знание, логос - учение - учение о знании, познании). Гносеология - основная отрасль философии. Гносеология изучает процесс отражения человеком окружающей действительности. Процесс познания.

Для процесса познания нужны 3 фактора:
1. объект (познания);
2. субъект (познающий);
3. связь между ними (причинно-следственная).

 

Результат причинного воздействия объекта на субъект - знания. Исключение любого из них делает процесс познания невозможным. Если есть эти 3 фактора, то результатом возникает четвертый - знания. Не важно, истинное это знание или заблуждение - это результат.

 

С момента рождения человек начинает познавать мир. Этот процесс познания мира продолжается всю жизнь. На самих ранних этапах, как человек, так и человечество, познавали окружающий мир на обыденном, житейском уровне. Но позже они получили возможность познавать мир на научном (теоретическом уровне). В жизни отдельного человека эта смена происходит тогда, когда человек идёт в школу, а в развитии человечества - когда происходят зачатки наук.

 

Житейские знания отличаются тем, что это знания явлений, а не их сущности. А теоретическое знание - знание - знание, которое имеет дело с законами и их сущностью, знание глубины предмета, а не блуждания по его поверхности.

 

У всех людей существуют 2 ступени познания:

1. Чувственная ступень (эмпирическая), имеющая 3 формы (от низшего к высшему):

· ощущение;

· восприятие;

· представление.

Ощущения - самые первичные, примитивные сведения о предметах: вкус, цвет, запах, тактильные ощущения. Предмет как целостный предмет ещё не дан. Ощущение – это результат непосредственного воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека. Но не всякое воздействие внешнего мира на органы чувств проявляется в ощущении (рентгеновские лучи, звуковые колебания ниже и выше воспринимаемых границ и др). На основе ощущений формируется отношение человека к предметам внешнего мира, ощущения необходимы для ориентации человека в окружающей среде, результаты ощущений выполняют роль руководства к действию (ребенок, обжегшись об утюг, будет избегать контакта с ним, даже он холодный). Восприятие - более сложная форма - совокупность ощущений. Отрывочные впечатления соединяются в единство - целостно узнаваемый образ. Появляется отчленённость одного предмета от другого. Предмет адекватно предстаёт в восприятии. Образцы восприятия чётко прикованы к предмету (пример с зеркалом: тебя нет, отражения нет). Ребенок, которого мать впервые угостила, например, бананом и он попробовал его на вкус, в следующий раз при одном зрительном ощущении уже будет знать, что это такое, определит свое к нему отношение и даст свою оценку.
Представление - переходная форма ко второй ступени (рациональной) - связующее звено между чувственной и рациональной ступенью. Т.к. это связующее звено, значит представление обладает и чувственной и рациональной ступенями.
Представление обладает особенностями восприятия, т.е. это тоже контурный образ (можно вспомнить лицо человека), но отличие в том, что представление уже не приковано к предмету как восприятие. Образ существует, когда предмета в наличии нет. Можно также представить предмет, который будет. Главное - впервые происходит отрыв образа от предмета. Когда появились эти свободные образы, человек получил возможность этими образами оперировать. Оперирование образами есть воображение или фантазия. Представление – это способность человеческой психики воспроизводить образы предметов, явлений, ситуаций, с которыми человек сталкивался непосредственно или узнал о них от другого человека из литературы, средств массовой информации. Представление также воспроизводит образ не зеркально. В представляемом образе фиксируются те стороны предмета, которые имеют определенное значение для человека. Главную роль в формировании представлений играет память. У Гегеля есть важные разграничения между видами воображения: поверхностное и глубокое (продуктивное), которое зрит в корень.

Две особенности представления, роднящие его с действительностью:
1. отлёт мысли от предмета;
2. процесс обобщения завершается мышлением. Это обобщение требует жертв - оно осуществляется за счёт потери контурности, детальности, зато достигается абстрактное понятие: материя, масса, время, пространство.

Воображение – это способность психики человека создавать образы предметов, явлений, ситуаций, с которыми человек не имел непосредственно контакта в действительности. Образы воображения создаются в голове человека на основе ощущений, восприятий, представлений. Но воображаемые образы - есть продукт человеческого мозга. Например, образ черта создан на основе знаний о добре и зле, о свойствах, особенностях реальных предметов (рожки, руки с длинными когтями, парные копыта на ногах, хвост, черная шерсть – все это позаимствовано из реальной действительности, но в воображении скомпоновано так, что получился совершенно новый образ, аналога которому в действительности нет).

 

2. Рациональная ступень познания формируется на основе понятийного, логического мышления, закрепленного в языке. Если чувственное познание оперировало знанием конкретных свойств, связей, особенностей предметов, то рациональное познание – это познание, прежде всего, сущности предметов, явлений. Результаты рационального познания, выраженные в понятийной форме приобретают относительную самостоятельность по отношению к предметам, в них отраженным. Рациональная ступень, включает 3 формы (но они располагаются на одном уровне):

· понятие;

· суждение; процесс мышления.

· умозаключение.

 

Понятие – это выраженные в абстрактной форме и закрепленные в языке знания о сущности предметов, явлений, процессов. В понятии фиксируются только самые существенные стороны, особенности предметов, явлений, процессов.
Суждение – это система взаимосвязанных понятий, при помощи которой конкретизируется знание о предмете. Например, есть понятия “роза” и “красное”. Суждение будет – роза-есть-красная, что конкретизирует знание о розе.
Умозаключение – это система суждений, взаимосвязь которых ведет к получению нового знания. Например: суждения: Платон –человек. Человек – смертен. Умозаключение: Платон – смертен.

При помощи рационального познания человек не только познает окружающий мир, но и преобразовывает его в соответствии, с одной стороны, со своими потребностями и интересами, а, с другой, с требованиями объективных закономерностей развития мира и человека.

Но этот процесс мышления (включающий эти три формы) был бы невозможен, если бы не было в рациональной ступени приёмов абстрактно-логического мышления, как: метод сравнения, анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, абстрагизация. При помощи них строится понятие умозаключения. Понятие " человек" складывается из сравнения человека с другими живыми существами. Всё познаётся в сравнении - основной метод мыслительной деятельности. Анализ и синтез также важны, т.к. без них нельзя создать умозаключение.

Эти 2 ступени познания (чувственная, рациональная) органично взаимосвязаны между собой и взаимопроникают друг в друга подобно диффузии жидкостей.


Воздействие 2 ступени на 1. У человека все чувства восприятия умные. Раз это так, то эти чувства воспринимают всё окружающее по-другому. Человек видит то, что знает. Смотреть и не видеть, видеть и не понимать. Видит мозг, а не глаз. Мозг слышит. Поэтому животные не воспринимают искусство.

 

Воздействие 1 ступени на 2. Чувства - не разум. Здесь заключено диалектическое противоречие. С одной стороны, разум получает информацию от чувственной ступени, от восприятия. Все идеи и мысли в голове - результат переработки разумом первичной информации. Но (с другой стороны), странным образом, основываясь на первичной информации, разум получает новую информацию, которой нет в этих ощущениях. Разум видит невидимое глазу, слышит неслышимое уху. Глаз видит падающие вещи, а мозг - закон всемирного тяготения.

 

Каждый орган человека создан для восприятия ощущений, а вторая ступень познания, мышление, - чтоб схватить информацию. Это одна из причин, по которой учёные считают уникальность человека привнесённой извне, а не полученной путём эволюции животных.

 

Результатом познания является здоровье, красота мысли, знание, существующее в различных формах. В процесс добывания знаний о действительности в рамках познания включаются память, воображение, интуиция и явления творчества. От того, что познание есть неотъемлемое свойство человека, объясняются его способности творить новое. Творчество — это есть процесс созидания ранее неизвестного знания или материальных объектов, сделанных на основе этого знания. Различают разные степени творчества: благодаря гениальности можно добиться выдающегося результата, талантливость же выражает высокий потенциал человека.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал