Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 32. Общая характеристика философии Ницше






В своём учении Ф. Ницше считает себя последователем и продолжателем философии А. (Аристотеля?)

Первый этап включает ранние работы философа, посвященные проблемам культуры. Здесь следует назвать прежде всего две работы, это - " Философия в трагическую эпоху Греции" (1873) и " Несвоевременные размышления" (1876). Второй творческий этап традиционно характеризуется в научной литературе о Ф. Ницше как этап " переоценки всех ценностей ". Он отказывается от наследия А. Шопенгауэра и создает своё философское иррациональное учение о воле. Три работы этого периода отвечают взглядам Ф. Ницше с 1878 по 1882: " Человеческое, слишком человеческое", " Утренняя зоря" и " Весёлая наука". Третий период творчества прерывается его болезнью (душевным расстройством). Но данный этап совпадает с формированием философской концепции, главными идеями которой становятся понятия " воля к власти" и " сверхчеловек ", тема " вечного возвращения" и " европейского нигилизма". Определяя жизнь, Ф. Ницше формирует следующую мысль: жизнь - это воля к власти.

 

В этот период появляются самые значительные его произведения: " Так говорил Заратустра", " По ту сторону добра и зла", " Антихристианин". Рукопись " Воля к власти" опубликована уже после смерти философа.

 

" Воля к власти" - это основной мотив всех вопросов общественной жизни. Власть мужчины над женщиной, старого над молодым. Учение о воле выражается в понятии множественности воль, которые между собой могут конкурировать и сталкиваться в " смертельной схватке" за господство над духовными силами человека. Первоосновной всякого движения и развития Ф. Ницше считает " ненасытное стремление к проявлению власти и применению власти". Действительность есть иллюзия и " выдумка" и здесь он следует идеям иррационалистической философии А. Шопенгауэра. Единственно реально существующим актом жизни является факт власти как проявления творческого инстинкта.

 

Мир " логизирован" нашим рассудком, пишет философ, он в своей основе не имеет порядка, мир - это хаос ощущений.

По отношению к нравственности Ф. Ницше остается нигилистом, так как определяет современную ему культуру как находящуюся на стадии упадка и разложения нравственности. Мораль разлагает культуру изнутри, поскольку она является орудием управления толпой, её инстинктами. Христианская нравственность и религия утверждают послушную " мораль рабов". Поэтому необходимо осуществить " переоценку ценностей" и выявить основания морали " сильного человека". Тем самым Ф. Ницше различает два типа морали: господскую и рабскую. В морали " господ" утверждается ценность жизни, которая наиболее проявляется на фоне природного неравенства людей, обусловленного различием их воль и жизнен. сил.

 

 

 

" Новоя мораль" может появиться только в результате ниспровержения господской, высшей морали, а на это способны только рабы. Новая мораль утвердится только через " восстание рабов в морали". Лишь сильный человек, прирожденный аристократ, абсолютно свободен. Он не связан никакими моральными обязательствами и нормами. " Сильный человек" - это сверхчеловек и только он может быть субъектом морали.

В " Генеалогии морали" Ф. Ницше дает определение подобному типу людей, " сверхчеловеков": они "...проявляют себя по отношению друг к другу столь снисходительными, сдержанными, нежными, гордыми и дружелюбными, - по отношению к внешнему миру, там, где начинается чужое, чужие, они немногим лучше необузданных хищных зверей.. Они возвращаются к невинной совести хищного зверя".

" Сверхчеловек", о котором рассуждает философ, придет как высший биологический тип человека, взращенный " новой моралью". Новая мировая правящая раса должна будет господствовать на земле. (Прим. Вам не кажется, что фашизмом попахивает?)

Ф. Ницше резко выступает против стадности и подчинения личности толпе. Стадо как людская масса готово только повиноваться, когда его вожак доказывает ему своё право на господство " аристократической внешностью ". Отсутствие аристократизма провоцирует " массы" на мысль, что только случай и счастье возвышает одного человека над другим. А коли так, так " попытаем и мы однажды счастья и случай. Бросим и мы жребий - и начнётся социализм ".

 

" Воля к власти" - это право только сильного, обыденная же мораль подрывает эту волю, она проповедует любовь к ближнему и сострадание. Среди худших зол, пишет Ф. Ницше, есть зло поклонения государству. Государство там, где есть толпа, где человек теряет самого себя. " Бегите от идолопоклонства", призывает он. Идол толпы плохо пахнет.

В " Веселой науке" философ оповещает весь мир о том, что " Бог умер! Бог мертв! И это мы его умертвили! " Смерть Бога поделила историю человечества и это выразилось в отказе от ценностей, которые лежали в основе европейской культурной традиции. О смерти Бога всему миру возвестил и Заратустра. В книге " Так говорил Заратустра" идея " сильного человека" приобретает иное (антихристианское) звучание, которое наиболее полно проявилось в другой работе Ф. Ницше " Антихристианин". Смысл формулы " Бог умер" передает всю трагедию христианского учения, когда " вера в христианского Бога перестала заслуживать доверия ". Евангельским деяниям Христа философ противопоставляет мощь язычника Диониса, надежде " на спасение" - факт " вечного возвращения", христианскому состраданию - мирские страдания. Он отрицает священные ценности религии, а трактовке христианства как великого порока он противопоставляет высоко моральную сущность " сверхчеловека".

 

Нигилизм является следствием разложения морали, потери всех ценностных ориентиров и ведет к вырождению всего человечества, к декадансу (распаду). Причиной нигилизма, по мнению Ф. Ницше, становится духовный и культурный кризис, чувство разочарованности и утраты всех нравственных норм и смыслов существования. " Вечные ценности обесцениваются, пишет философ, нет цели, нет ответа на вопрос " Зачем? ".

Человек оказывается один на один с " голой истиной", когда все прежние идеалы разрушены, иллюзий разоблачены и тогда выясняется: вокруг в мире царит хаос и беспорядок, но " мир возвратится" - и все начнется сначала. Идея " вечного возвращения" получает завершающее развитие космологической темой " Воли к власти". Мир возвращается всегда к самому себе, потому что в основе его лежит великое и могучее стремление к власти. Воля мира и стремление к власти воссоединяются, узнавая друг друга и порождая новое творческое действие. Так было и так будет всегда. Именно этому и учит ницшеанский Заратустра.

 

По мнению философа, французская революция и социализм, буддизм и христианство одинаково являются " нигилистическими" мировоззрениями, " их движущей силой является бунт " недоделанных и неполноценных". Оттого главная его идея " сверхчеловека", может пониматься как свое образная способность к " самопреодолению". Всем вариантам нигилизма Ф. Ницше противопоставляет свой миф о " вечном возвращении" и учение о " воле' к власти".

 

В мифе о " вечном возвращении" ощущается влияние на Ф. Ницше проблематики позитивизма. Только вместо сциентистской (наукообразной) терминологии он использует метафоры: взамен рассуждений о законе сохранения энергии и о конечности количества силы во Вселенной он предлагает образ " вечного возвращения" в виде дороги и ворот. Надпись над воротами свидетельствует, что миром правит " Мгновение ". Вечная дорога бежит в вечность. Против всеобщего и тотального разрушения, против абсолютной неоконченности выдвигает он свой миф о " вечном возвращение" как символ отрицания спекулятивной логики Абсолюта. Гегелевский универсальный " прогресс" как путь к тотальному совершенному отрицается Ф. Ницше.

 

Философские взгляды Ф. Ницше во многом восходят к эллинской и романтической традиции. Он был безоговорочным противником социализма, его считают предшественником антидемократической власти, влияние ницшеанства на философию XX века необычайно огромно. Ф. Ницше считают самым скандальным философом в истории философии. Своей " философией жизни" он порождает экзистенциальное (как религиозное, так и атеистическое) направление в философии.

 

Вывод: по Ницше воля к власти присуща всему живому – растениям, животным и людям. Она может быть осознанной и неосознанной. Основной расовой чертой является воля к власти. Она больше присуща сильным расам и сильным личностям («они вправе повелевать другими»). Этот принцип лежит в основе теории морали по Ницше. Он обосновал культуру «здоровья жизни» и культуру «сверхчеловека» - т.е. человека-бога с его уродливой, превышающей все разумные пределы, волей к власти. Ницше оглупляет своей философией человека. Власть по Ницше может основываться на лжи и «ложь непреемливый спутник и условие жизни». Теория Ницше широко использовалась расистами и фашистами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал