Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие органа исполнительной власти






Государственные органы — особый вид организаций людей. Они обладают следующими общими признаками:

1) являются автономными частями государственного аппарата;

2) осуществляют государственные функции, реализуют пуб­личный интерес;

3) действуют от имени государства и в то же время от своего имени;

4) обладают собственной компетенцией;

5) несут ответственность перед государством за свою деятель­ность;

6) учреждаются государством;

7) их положение, структура и деятельность регламентированы правом.

Каждый государственный орган имеет регламентированную правом структуру. Он может состоять из структурных подразде­лений, должностей, но в исключительных случаях может не иметь и ни того, и ни другого.

Многие ученые при характеристике органа делают упор на то, что он является частью государственного аппарата. А некоторые считают необходимым подчеркнуть, что это прежде всего группа людей, коллектив.

Конечно, орган представляет собой организованную группу лиц, но она является частью целого, которое определяет само сущес­твование, содержание и формы функционирования части, ее место в аппарате, ее структуру. Если в первом случае на орган смотрят «сверху», то во втором — «снизу», т. е. можно сказать, что оба подхода страдают односторонностью. Поэтому в определении лучше всего назвать оба признака: государственный орган — это организованный коллектив', образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетен­цией, выполняющую публичные функции, структура и деятель­ность которой регламентированы правом. Органы исполнительной власти: 1) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

' Исключение составляют президенты, губернаторы. Есть мнение, что они пред­ставляют особый вид органов — должностных лиц. Представляется, что должност­ные лица возглавляют единоначальные органы (президентуры, например).


§ 1. Понятие органа исполнительной власти 85

2) наделены оперативной самостоятельностью;

3) как правило имеют постоянные штаты;

4) образуются вышестоящими органами;

5) подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам испол­нительной власти;

6) их образование, структура, порядок деятельности в основ­ном регламентируется нормами административного права.

Необходимо подчеркнуть, что все эти признаки взаимосвязаны. Органам исполнительной власти свойственна именно совокупность всех перечисленных особенностей, их строгое сочетание.

У органа может быть довольно большой по численности обслу­живающий аппарат. Но он существует для того, чтобы орган мог своевременно и качественно выполнять свои функции, аппарат работает на орган, обслуживает его, создает ему условия для нормального функционирования. А, например, на предприятии мы видим иную картину: производственные подразделения про­изводят необходимые для общества материальные блага, адми­нистрация создает условия для их нормального функционирования. Предприятие (учреждение) в целом не выполняет управленчес­ких функций, ими занята специально организованная группа людей — администрация. Ее нужно рассматривать как субъект управления, как орган предприятия (учреждения), который из­нутри руководит им, но не как орган государства. Кстати, всегда нужно различать два вида управления: управление вышестоя­щими органами и внутреннее управление, осуществляемое ад­министрацией органа, предприятия, учреждения, т. е. его само­управление.

Административно-правовой статус органа исполнительной влас­ти как статус коллективного субъекта состоит из трех блоков.

1. Целевого, включающего нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности. Являясь инструментом, средством осу­ществления публичных дел, орган исполнительной власти всегда должен действовать ради системы, элементом которой он явля­ется, в «чужих» интересах.

2. Организационно-структурного, который включает в себя правовые предписания, регламентирующие: а) порядок образования, реорганизации, ликвидации органа; б) его структуру;

в) его линейную и функциональную подчиненность. 3. Компетенции как совокупности властных полномочий и под­ведомственности. Ее можно рассматривать в функциональном раз-

4—2797


86 Глава 5. Органы исполнительной власти

резе (компетенция в области планирования, контроля и т. д.), применительно к определенным субъектам (иным государствен­ным органам, предприятиям и учреждениям, общественным объ­единениям, гражданам).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал