Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды органов исполнительной власти. В зависимости от правовой основы образования можно различать органы исполнительной власти, создаваемые на основе конституций
В зависимости от правовой основы образования можно различать органы исполнительной власти, создаваемые на основе конституций, текущего законодательства, подзаконных актов. Основными критериями их образования выступают государственное устройство, отрасли деятельности и общие управленческие функции. Органы общей компетенции: президентуры, правительства, администрации несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной компетенции, работу которых они объединяют. Органы специальной компетенции осуществляют отраслевое либо межотраслевое (функциональное) управление, либо одновременно и то, и другое. Так, Министерство здравоохранения РФ руководит подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление медицинскими службами Министерства внутренних дел; Министерства обороны. Таким образом, различаются органы общей и специальной (отраслевой, функциональной, смешанной) компетенции. По порядку решения вопросов органы исполнительной власти делятся на единоначальные и коллегиальные. Преобладает первый вид органов, а коллегиальных в настоящее время немного (правительства, например). В процессе административной реформы единоначалие в системе исполнительной власти расширялось. Необходимо отметить, что оно сочетается с совещательной коллегиальностью. Например, коллегии министерств, советы при Президенте и другие вырабатывают рекомендации, которые проводятся в жизнь единоличными актами их руководителей. В зависимости от того, из какого бюджета финансируются органы исполнительной власти (а это совпадает с их подчиненностью), можно различать федеральные, субъектов Федерации и местные органы исполнительной власти. § 2. Виды органов исполнительной власти 87 Среди федеральных есть органы общей (правительство) и специальной компетенции. Последние делятся на две группы: центральные (министерства, государственные комитеты, агентства, службы, надзоры) и территориальные. Центральные органы обладают полномочиями на всей территории РФ, а территориальные федеральные органы — только на части ее территории (например, облвоенкомат). У субъектов Федерации тоже есть органы общей компетенции (правительство, администрация, губернатор) и специальной (главные управления, управления, министерства и др.). Органы специальной компетенции субъектов Федерации подчиняются только правительству (губернатору, главе администрации) или находятся в двойном подчинении, т. е. подчиняются еще и соответствующим центральным федеральным органам. Например, УВД (МВД) субъекта Федерации подчинено и органу общей компетенции субъекта Федерации, и центральному федеральному органу специальной компетенции — МВД РФ. В двойном подчинении находятся также министерства (управления, отделы) субъекта Федерации: финансов, здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения и др. Субъекты Федерации вправе создавать местные (территориальные) органы исполнительной власти. Так, в ст. 1 Закона Республики Татарстан «О местных органах государственной власти и управления» установлено: «Исполнительно-распорядительными органами в районах, городах республиканского подчинения и районах в городах являются администрации соответствующих административно-территориальных единиц». В ст. 57 Устава Свердловской области сказано: «Территориальные исполнительные органы государственной власти осуществляют функции государственного управления в населенных пунктах и на территориях административно-территориальных единиц. Деятельность этих органов направляется, координируется и контролируется назначаемыми Губернатором области государственными служащими». Названными выше критериями не исчерпываются возможности классификации органов исполнительной власти. Среди них можно различать низовые, непосредственно работающие с гражданами и другими невластными субъектами, и руководящие. Органы могут быть постоянными и временными, традиционными и нетрадиционными (оригинальными), сложными по структуре и простыми, возглавляемыми специалистами (молодыми, женщинами, лицами коренной национальности) и возглавляемыми не специалистами (лицами солидного возраста, не коренной национальности, мужчинами) и т. д. 88 Глава 5. Органы исполнительной власти § 3. Правительство Российской Федерации
|