Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обязанности и права государственного служащего






Основной элемент каждой государственной должности — обя­занности. Это ее ядро, смысл существования. А права по должности лишь прямо или косвенно создают условия для надлежащего вы­полнения обязанностей.

Многочисленные обязанности государственных служащих мож­но поделить: 1) на общеслужебные и 2) должностные. А среди пер­вых можно различать функциональные обязанности и ограничения.

Функциональные обязанности связаны с выполнением служеб­ного долга. Государственный служащий обязан (ст. 10 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»):

а) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюде­ние Конституции Российской Федерации, реализацию федераль­ных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регули­рующих сферу его полномочий; б) добросовестно исполнять должностные обязанности;


§ 7. Обязанности и права государственного служащего 127

в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интере­сов граждан;

г) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоя­щих в порядке подчиненности руководителей, отданные в преде­лах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

д) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государствен­ных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения;

е) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

ж) поддерживать уровень квалификации, достаточный для ис­полнения своих должностных обязанностей;

з) хранить государственную и иную охраняемую законом тай­ну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагиваю­щие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Государственный служащий в случае сомнения в правомер­ности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему не­посредственному руководителю, издавшему распоряжение, и вы­шестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в пись­менной форме подтверждает указанное распоряжение, служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его испол­нение является административно или уголовно наказуемым дея­нием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распо­ряжение руководитель.

Общеслужебные ограничения — тоже обязанности. Это запре­ты совершать определенную деятельность, они осуществляются путем бездействия. Главное же в них то, что они ограничивают конституционные права граждан РФ (пассивное избирательное право, право заниматься предпринимательской деятельностью, право на забастовку и т. д.). Такие ограничения необходимы для обеспечения четкой работы государственных служащих, предот­вращения злоупотреблений властью, повышения доверия к ним граждан. А лишение служащих права быть депутатами обуслов­лено еще и реализацией принципа разделения государственной власти.


128 Глава 6. Государственная служба

В соответствии сост. II Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий не вправе:

а) заниматься другой оплачиваемой работой (совместительст­вом), кроме педагогической, научной и иной творческой деятель­ности;

б) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

в) состоять членом органа управления коммерческой организа­ции, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъ­ектов Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

г) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подкон­тролен ему;

д) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, дру­гое государственное имущество и служебную информацию;

е) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

ж) получать от физических и юридических лиц вознагражде­ния (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграж­дения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

з) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных ко­мандировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти РФ и субъектов Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Помимо названных выше ограничений социально-экономичес­ких прав служащих, закон ограничивает и некоторые их полити­ческие права. Государственный служащий не вправе:

и) быть депутатом законодательных органов Российской Феде­рации, ее субъектов, органов местного самоуправления;

к) принимать без разрешения президента РФ награды, почет­ные и специальные звания иностранных государств, междуна­родных и иностранных организаций;


§ 7. Обязанности и права государственного служащего 129

л) принимать участие в забастовках;

м) использовать свое служебное положение в интересах поли­тических партий, общественных, в том числе религиозных, объ­единений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических пар­тий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Особым видом ограничений является обязанность государствен­ных служащих не владеть, а передавать в доверительное управ­ление под гарантию государства на время прохождения государ­ственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций, а также ежегодно представлять в органы государственной налоговой служ­бы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадле­жащем им на праве собственности, являющихся объектами нало­гообложения.

Должностные обязанности государственных служащих свя­заны с занимаемыми ими должностями, а поэтому очень разнооб­разны и специфичны по каждой должности. Они могут разли­чаться даже у тех, кто находится на одинаковых должностях в одном органе (например, у заместителей руководителя органа, начальников структурных подразделений).

Права государственного служащего можно поделить на слу­жебные и личные.

Служебные права связаны с выполнением должностных обя­занностей, их принято называть полномочиями. Существуют об­щеслужебные и должностные полномочия.

К общеслужебным относятся полномочия, которые имеет каж­дый государственный служащий. В ст. 9 Закона «Об основах госу­дарственной службы Российской Федерации» закреплены права служащего на:

а) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности, крите­рии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

б) получение в установленном порядке информации и матери­алов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

в) посещение в установленном порядке для исполнения должнос­тных обязанностей предприятий, учреждений и организаций не­зависимо от форм собственности;

г) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;


130 Глава 6. Государственная служба

д) внесение предложений по совершенствованию государствен­ной службы в любые инстанции.

Огромное разнообразие должностных полномочий (принимать на работу, распределять средства, штрафовать и т. д.) обусловле­но разнообразием должностей и должностных обязанностей.

Личные права призваны косвенно обеспечивать эффективную деятельность служащего, заинтересовывая его в получении пре­мий, в продвижении и т. п. В этой группе прав можно выделить те, которые связаны: 1) с карьерой служащего; 2) с реализацией его прав на материальное обеспечение, отдых; 3) с реализацией его права на защиту.

Закон (ст. 9) называет следующие, связанные с карьерой, «карь­ерные» права:

а) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение ва­кантной государственной должности;

б) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

в) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалифи­кации за счет средств соответствующего бюджета.

Подгруппа прав государственного служащего на материальное обеспечение и отдых включает права на:

а) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. Что касается денежного содержания, то оно состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квали­фикационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы (ст. 17 закона);

б) ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий государ­ственных служащих законами устанавливается ежегодный опла­чиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых за­конами, дополнительный оплачиваемый отпуск. Ежегодный и до­полнительный отпуска суммируются и по желанию государствен­ного служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней (ст. 18).

Положением о федеральной государственной службе установле­но (ст. 18), что федеральному государственному служащему сверх ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется дополнитель­ный оплачиваемый отпуск при стаже государственной службы:


§ 7. Обязанности и права государственного служащего 131

—от 5 до 10 лет — 5 календарных дней; —от 10 до 15 лет — 10 календарных дней; — свыше 15 лет — 15 календарных дней;

в) обязательность получения его согласия на перевод на дру­гую государственную должность государственной службы, за ис­ключением случаев, предусмотренных федеральным законом и на совмещение должностей, т. е. исполнение дополнительных обя­занностей по другой государственной должности с оплатой по со­глашению между руководителем государственного органа и слу­жащим;

г) медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

д) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспе­чение членов семьи в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

е) обязательное государственное страхование на случай при­чинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

ж) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период про­хождения им государственной службы.

Кроме того, служащему в зависимости от условий прохожде­ния им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных законами, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

В соответствии с нормативными правовыми актами служаще­му возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи с приемом на государственную службу, переводом на го­сударственную должность в другой государственный орган, на­правлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

Для защиты своих прав и законных интересов государствен­ный служащий может использовать право на:

а) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесе­ния их в личное дело, приобщение к личному делу своих объясне­ний;

б) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

в) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональ­ных интересов;


132 Глава 6. Государственная служба

г) обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной служ­бой, в том числе по вопросам проведения квалификационных эк­заменов и аттестации, их результатов, содержания выданных ха­рактеристик, приема на службу, ее прохождения, реализации прав, перевода на другую государственную должность, дисциплинар­ной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и соци­альной защиты, увольнения с государственной службы;

д) защиту его и членов семьи от насилия, угроз, других непра­вомерных действий в связи с исполнением им должностных обя­занностей в порядке, установленном федеральным законом.

22 марта 1995 г. Государственной Думой был принят Федераль­ный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»', который ус­танавливает систему мер государственной защиты жизни, здо­ровья и имущества указанных лиц и их близких.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал