Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место административного договора в деятельности исполнительной власти






Договор есть волевое соглашение двух или более субъектов права об установлении, изменении или прекращении субъектив­ных прав и обязанностей. Это правовой акт, его заключение и вступление в юридическую силу влечет правовые последствия для его участников или третьих лиц.

Существуют разные типы договоров, но им всем присущи об­щие принципы договорного регулирования. Это: 1) диспозитив-ность правового регулирования (свобода договорных условий); 2) автономия воли (добровольность заключения) договаривающих­ся сторон; 3) формально-юридическое равноправие договарива­ющихся сторон; 4) эквивалентный характер; 5) взаимная ответ­ственность сторон, выражаемая словами: «договор есть закон для сторон» и «заключил договор — исполняй».

Договор всегда представляет собой акт многостороннего ха­рактера, выражающий не одностороннее волеизъявление, а со­гласование, интеграцию, взаимодействие воли договаривающих­ся субъектов. Он является универсальным средством правового регулирования и применяется как регулятор общественных от­ношений во всех отраслях права. При этом удельный вес и зна­чение договорного регулирования определяются сущностью и со­держанием соответствующей отрасли права.

Все договоры отличаются специальными признаками, опреде­ляемыми спецификой регулирующей их отрасли. Поскольку право как систему отраслей можно условно разделить на частную и публично-правовую подсистемы, наиболее общим будет разгра­ничение договоров на частноправовые и публично-правовые. К последним относятся международные, федеративные, конститу­ционные, административные, финансовые, налоговые и другие договоры. Самый яркий образец частноправовых договоров — гражданский.

В управленческих отношениях чаще всего присутствует власть и подчинение, тогда как участники гражданско-правовых сделок являются равноправными субъектами. А между этими принци­пиально различными видами правовых связей находят место от­ношения смешанного типа, в которых в той или иной пропорции сочетаются власть и равноправие. Например, гражданско-право-

' Глава написана совместно с Деминым А. В.


172 Глава 9. Административные договоры

вой договор перевозки пассажиров связан с правом одной сторо­ны в административном порядке налагать штрафы на другую сторону за нарушение правил пользования транспортными сред­ствами (см. ст. 205—209 КоАП РСФСР). Еще больше с властными началами связаны трудовой договор, конкурсная продажа объ­ектов приватизации, договор о платном обучении в государствен­ном вузе.

Административный договор тоже представляет собою вид сде­лок, в которых равноправие сторон так или иначе связано с власт­ными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон. Так, в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» от II февраля 1993 г.' раздел V полностью посвящен поступлению граждан на военную службу по контракту. Кон­тракт о прохождении военной службы заключается в письмен­ной форме между гражданином и Министерством обороны РФ или другим уполномоченным ведомством на срок от 3 до 10 лет.

Договоры между субъектами властных полномочий довольно часто называются соглашениями. Примером может служить п. 6 ст. 15 Закона РФ «О приватизации государственных и муници­пальных предприятий в РФ», который обязал Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и Рос­сийский фонд федерального имущества заключать соглашения, определяющие основные направления, формы и методы сотруд­ничества по выполнению Государственной программы привати­зации.

Вопрос об административных договорах рассматривался в на­учной литературе еще в 20-х годах^ В 60-х годах о необходимос­ти использования этой формы административной деятельности писали Ц. А. Ямпольская и В. И. Новоселов^ Очевидно, что эта тема не является новой для науки административного права.

Административный договор — разновидность публично-пра­вового. В системе правовых связей он занимает промежуточное место между административным актом, выражающим односто­роннее властное волеизъявление компетентного государственного органа власти, и договором частноправового характера, основан­ным на равноправии сторон. Вышеупомянутые общие принципы

' Российская газета. 1993 г. 3 марта.

' См.: Елистратов А. И. Очерк административного права. М., 1992; Ковалев­ский В. Советское административное право. Харьков, 1929.

° Ямпольская Ц. А. О теории административного договора. // Сов. гос. и право. 1966. № 10; Новоселов В. И. К вопросу об административных договорах. // Пра­воведение. 1969. № 3. В последующие годы этой темой занимаются Рудашев-ский В. Д., Юсупов В. А. и др. ученые.


§ 1. Место адм. договора в деятельности исполнительной власти 173

договорного права действуют по отношению к административ­ным договорам с определенными ограничениями, обусловленны-; ми особенностями административно-правового регулирования. От­дельные элементы соглашений могут присутствовать во всех 1управленческих отношениях, в том числе и субординационных. ^Как правило, 'в таких случаях законодатель говорит о согласова-'нии, содействии, одобрении, взаимодействии, координации дей­ствий субъектов административного права. Но это чаще всего частные случаи использования отдельных договорных элемен­тов.

Заключение договора всегда предполагает определенное равно­правное сознательно-волевое согласование субъектами админист­ративного права своего поведения, административные договоры опосредуют координационные (горизонтальные) управленческие правоотношения. Они представляют собой «особую форму право­вого опосредствования регулятивных отношений, используемую в тех случаях, когда субъекты управления какими-то отдельны­ми сторонами своей деятельности оказываются юридически рав­ными и возникает необходимость целенаправленной координа­ции их работы»'.

Административный договор — это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, из­менение или прекращение административных (финансовых и др.) прав и обязанностей. Он является юридическим фактом, его за­ключение означает возникновение административного (финансо­вого) правоотношения. С его помощью нормы административного права воплощаются в жизнь, осуществляется перевод абстракт­ных юридических предписаний в конкретные правоотношения.

Предлагается следующее определение: административный до­говор — это основанный на административно-правовых нормах и выработанный в результате добровольного согласования воли двух (либо более) субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект государственной власти, многосторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изме­няющий) взаимные права и обязанности его участников.

Исполнительная власть активно занимается договорной дея­тельностью. Правительство РФ, центральные федеральные ор­ганы РФ, органы субъектов Федерации готовят многие междуна­родные договоры, заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, желез­нодорожного сообщения, борьбе с преступностью и др.), договоры

' Юсупов В. А. Право и советское государственное управление. Казань, 1976. С. 202.


174 Глава 9. Административные договоры

РФ с ее субъектами. Органы исполнительной власти для обеспе­чения основной деятельности используют трудовые, гражданско-правовые договоры. Административный договор — это лишь один из договоров, используемых государственной администрацией для осуществления стоящих перед ней задач.

Классификация административных договоров возможна как на основе общих, так и с учетом специальных, связанных с их спе­цификой критериев. К специальным относятся деление на «внут-риаппаратные» (внутриорганизационные), заключенные между субъектами, наделенными государственно-властными полномо­чиями, и «внешние», заключенные уполномоченными субъекта­ми государственной власти с гражданами, организациями.

По степени сложности можно выделить ординарные админис­тративные договоры, сложные и уникальные. По предметному критерию можно различать: — договоры о компетенции (разграничение или делегирование полномочий и предметов ведения);

— договоры в сфере управления государственной собствен­ностью;

— договоры, обеспечивающие государственные нужды (име­нуемые в законодательстве «государственными контрактами»); — контракты с государственными служащими, студентами; — финансовые и налоговые соглашения; — договоры о взаимодействии, сотрудничестве; — различного рода концессии и инвестиционные соглашения; — договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (ох­рана общественного порядка и имущества, содействие занятости населения, перевозка в общественном транспорте, коммуналь­ные услуги).

По общепринятым критериям административные договоры можно разделить на дву- и многосторонние, типовые и консенсу-альные, предварительные и главные и т. д.

По содержанию можно различать чисто организационные со­глашения и договоры смешанного типа, в которых организацион­ные вопросы связаны с трудовыми, имущественными.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал