Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общий и специальные таможенные режимы
Таможенный режим является постоянным, общегосударственным режимом перемещения через Государственную границу то- 218 Глава II. Специальные административно-правовые режимы варов, грузов и транспортных средств. Он закрепляется системой установленных федеральными актами юридических норм, регулирующих деятельность по перемещению материальных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. Сущность любой деятельности раскрывается, прежде всего.че-рез выявление ее целей. Таможенное дело преследует две группы целей: 1. Экономические, В их числе: чисто фискальные (т. е. пополнение доходной части бюджета страны) и регулятивные. Свое регулирующее воздействие на экономику таможенный механизм оказывает таможенными тарифами (методами косвенного руководства), а также запретами, ограничениями, лицензированием, квотированием экспорта и импорта (методами прямого, административного руководства). 2. Защитные, т. е. обеспечение экономической, санитарной безопасности страны, защиты общественного порядка, здоровья населения, культурных ценностей. Товары попадают под таможенный режим («затаможивают-ся») при их ввозе с момента пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе — с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля. «Растамо-живание» — прекращение действия таможенных правил в отношении конкретных товаров и транспортных средств — происходит в момент их выпуска для свободного обращения. Следует учесть, что «растаможивание» может быть условным, а в отношении импортируемых ценностей оно, как правило, не является абсолютным, так как ст. 193 Таможенного кодекса Российской Федерации разрешает проведение таможенного контроля в любое время после выпуска товаров и транспортных средств, «если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушений...» Важнейшими компонентами общего таможенного режима являются, иными словами, его содержание составляют: 1) меры экономической политики, т. е. административное воздействие на их ввоз и вывоз путем запретов или ограничений, что предполагает лицензирование, квотирование и применение иных административных рычагов регулирования экономических процессов; 2) таможенное оформление; 3) таможенные платежи; 4) таможенный контроль; 5) правила пользования и распоряжения «затаможенными» товарами и транспортными средствами. § 5. Общий и специальные таможенные режимы 219 В зависимости от содержания обязанностей можно различать следующие разновидности общего таможенного режима: 1) льготный (перемещение физическими лицами товаров не для коммерческих целей, экспортно-импортные операции на основе международных соглашений и др.); 2) обычный; 3) усиленный (стратегических товаров, культурных ценностей, валюты и др.). Общий таможенный режим по признаку объекта делится на три вида режимов: 1) режимы товаров; 2) режимы транспортных средств; 3) режимы валют и валютных ценностей. Если продолжать выявление специфики режимов по критерию объекта, то можно говорить об особенностях перемещения через границу нефти и газа, товаров военного назначения, товаров и технологий, применяемых в ядерных целях, товаров, для импорта которых требуется подтверждение их безопасности и т. д. На основе анализа мировой практики составители Таможенного кодекса РФ закрепили в нем 15 специальных таможенных режимов товаров (ст. 23): 1) выпуск для свободного обращения; 2) реимпорт; 3) транзит; 4) таможенный склад; 5) магазин беспошлинной торговли; 6) переработка на таможенной территории; 7) переработка под таможенным контролем; 8) временный ввоз (вывоз); 9) свободная таможенная зона; 10) свободный склад; II) переработка вне таможенной территории; 12) экспорт; 13) реэкспорт; 14) уничтожение; 15) отказ в пользу государства. Что лежит в основе выделения этих спецрежимов? Следующие признаки являются режимообразующими: а) направление перемещения товаров и транспортных средств (ввоз, вывоз, ввоз — вывоз, вывоз — ввоз); б) уплата таможенных пошлин и налогов, освобождение от них или возврат выплаченных сумм; в) правила пользования, владения, распоряжения материальными ценностями (не для извлечения прибыли, переработка, уничтожение, отказ в пользу государства, свободное обращение); г) помещение под режим производится непосредственно на основе ТК РФ или с разрешения таможенного органа; д) срок помещения под режим; е) полное, безусловное или условное «растаможивание» товаров и транспортных средств; ж) является товар российским или иностранным. 220 Глава II. Специальные административно-правовые режимы Правилам, закрепляющим содержание каждого спецрежима, посвящены отдельные —с 4 по 17 — главы ТК. В дополнение к ним Государственный Таможенный комитет Российской Федерации издал специальные акты почти по каждому спецрежиму. Все названные выше спецрежимы по направлению перемещения товаров делятся на три группы: 1) экспортные (экспорт, переработка товаров под таможенным контролем); 2) импортные (выпуск для свободного обращения, магазин беспошлинной торговли, уничтожение товаров, отказ в пользу государства); 3) смешанные, экспортно-импортные (таможенный склад;, временный ввоз (вывоз), транзит, свободная таможенная зона, свободный склад, переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров вне таможенной территории, реэкспорт, реимпорт). Статья 25 ТК закрепила право лица «в любое время выбирать любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств», если иное не предусмотрено действующими правовыми актами. Представляется, что, исходя из целей перемещения, лицо может выбрать любой из смешанных режимов или любой из режимов, но либо только экспортных, либо только импортных. Под некоторые режимы товары помещаются бессрочно (выпуск для свободного обращения, экспорт), но большинство режимов для отдельных партий товаров носит срочный (шестимесячный, двухлетний, трехлетний) характер. Важно различать режимы, которые действуют непосредственно, на основе прямого применения закона (таможенный склад, реимпорт) и под которые товары могут быть помещены только с разрешения таможенного органа (реэкспорт, отказ в пользу государства). Основная масса специальных режимов перемещения регулирует только действия с товарами, а режимы уничтожения, отказа в пользу государства рассчитаны и на товары, и на транспортные средства.
|