Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
Процесс обретения Россией государственности включает в себя и процесс обретения границ. Любое государство обеспечение своей безопасности начинает с государственной границы. § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации 221 Протяженность Государственной границы России на суше, по воде — 58 тысяч километров. Большая часть этой линии — бывшие границы СССР, но велика протяженность и новых границ — с бывшими союзными республиками. Понятие государственной границы включает в себя три критерия: фактический, юридический, технический. Прежде всего — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета. Юридически граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами РФ и бывшего СССР. 1 апреля 1993 г. был принят Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации»' В п. 2 постановления о порядке введения этого закона в действие установлено: до заключения договоров о прохождении Государственной границы РФ с сопредельными государствами — бывшими союзными республиками СССР — придать границе с этими государствами статус Государственной границы. Технический критерий — это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация ее охраны. Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними. Охрана государственной границы — важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности РФ. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надежного режима охраны границы (1), выделения для этого необходимого количества средств (2), создания специальных служб (пограничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, муниципальными службами (3). Политическая охрана преследует цель не допустить незаконного пересечения границы людьми, транспортными средствами; задача экономической охраны — предотвращение незаконного перемещения через границу предметов, продукции духовного творчества, а санитарная охрана нужна, чтобы через границу ни в ту, ни в другую сторону не распространялись инфекции, опасные для людей, фауны и флоры. ' ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861. 222 Глава II. Специальные административно-правовые режимы Режим охраны границы состоит из следующих элементов: 1) режима границы; 2) пограничного режима; 3) режима в пунктах пропуска через границу; 4) особых полномочий пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского флота. Режим Государственной границы, включает в себя правила: а) ее содержания, которыми регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек; б) пересечения границы лицами и транспортными средствами. На суше оно осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения границы, порядок следования от границы до пункта пропуска через нее и в обратном направлении. Мирный проход через территориальные воды РФ иностранных не военных судов и военных кораблей разрешен по установленным морским коридорам; воздушные суда пересекают границу и следуют вглубь страны по специально выделенным воздушным коридорам пролета; в) пропуска лиц, транспортных средств, товаров, животных в специально установленных пунктах. Этими правилами предусматриваются проверки законности пересечения (пограничный, таможенный, санитарный контроль), а также выдача разрешений на пересечение; г) ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности, которая не должна создавать помехи содержанию границы; д) разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы. Лица, воздушные суда, не военные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие границу в нарушение установленных правил, признаются нарушителями государственной границы. Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации, пересекающие границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности. В случаях, когда в отношении этих § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации 223 лиц отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, и они не пользуются правом получения политического убежища, пограничные войска в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли государственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, Пограничные войска выдворяют их за пределы Российской Федерации. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством. В таком же порядке выдворяются нарушители, привлеченные к административной ответственности, в отношении которых приняты постановления об их административном выдворении. Прибывшие в пункты пропуска через государственную границу граждане Российской Федерации, утратившие документы на право въезда в Российскую Федерацию в период пребывания за границей, оставляются в пунктах пропуска через государственную границу на время, необходимое компетентным органам для установления их личности и уточнения обстоятельств утраты документов, но не более чем на 30 суток. Хотя в законе сказано, что лица «оставляются», на самом деле речь идет о задержании. Для разрешения вопросов соблюдения режима границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки государственной границы Правительством Российской Федерации назначаются пограничные представители Российской Федерации (пограничные комиссары, пограничные уполномоченные и их заместители)^ Вопросы, инциденты, не урегулированные пограничными представителями или представителями Министерства обороны Российской Федерации, разрешаются по дипломатическим каналам. Пограничный (приграничный) режим устанавливается в пограничной зоне, территориальных водах Российской Федерации и внутренних водах, имеющих выход к границе с целью создания необходимых условий для ее охраны. Правила этого режима принимаются высшими и центральными федеральными органами, а также органами субъектов Федерации. ' См.: Положение о пограничных представителях РФ (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1971). 224 Глава II. Специальные административно-правовые режимы Пограничный режим включает правила: а) определения пограничной зоны. В нее включается полоса местности шириной до 5 километров вдоль границы на суше, морского побережья, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на них. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Исходя из характера отношений Российской федерации с сопредельным государством на отдельных участках границы пограничная зона может не устанавливаться; б) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне. Такие действия осуществляются по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым Пограничными войсками на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий, учреждений и общественных объединений. Правилами могут устанавливаться места, время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств; в) хозяйственной промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне. Конкретные работы, мероприятия проводятся с разрешения Пограничных войск; г) учета содержания и использования российских маломерных судов и средств передвижения по льду. Эти средства, используемые в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных. Они устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлениям ми- § 6. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации 225 нистерств и ведомств Российской Федерации, субъектов Федерации, согласованным с Пограничными войсками, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств. Режим в пунктах пропуска, регулируется транспортными министерствами и ведомствами Российской Федерации, актами, согласованными с Пограничными войсками и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. На основе ведомственного акта руководитель транспортного предприятия издает с учетом местных условий согласованный с соответствующими должностными лицами Пограничных войск, таможенного и других контрольных органов приказ (инструкцию), устанавливающий режим в данном пункте пропуска через государственную границу. Таким образом, режим в пунктах пропуска регулируется актами трех уровней: федеральным законом, актами центральных органов исполнительной власти РФ и начальников станций, портов, аэродромов. Рассматриваемый режим включает правила: а) устанавливающие порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) товаров и животных в пунктах пропуска. Такие действия осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, транспортных предприятий по согласованию с Пограничными войсками; б) регулирующие пребывание в пунктах пропуска через государственную границу лиц и транспортных средств. Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска транспортных средств заграничного следования определяются администрацией транспортных предприятий. Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случаях необходимости — запрещается. Посадка пассажиров в транспортные средства при убытии из Российской Федерации и высадка при прибытии в Российскую Федерацию, а также погрузка (выгрузка) багажа, почты и грузов производятся с разрешения Пограничных войск и таможенных органов. Транспортные средства заграничного следования могут начинать движение для убытия с территории Российской Федерации или следования вглубь территории Российской Федерации, а равно менять место стоянки только с разрешения Пограничных войск и таможенных органов; в) устанавливающие правила захода, пребывания иностранных судов в портах (на рейдах) РФ, сообщения судов с берегом, схода членов экипажа на берег, посещения судов;
226 Глава II Специальные административно-правовые режимы г) устанавливающие дополнительные ограничения в помещениях, где осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля. Решающая роль в охране Государственной границы принадлежит Федеральной пограничной службе Российской Федерации, которой Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» предоставил широкие полномочия. В частности, ее структурные подразделения: а) контролируют соблюдение режима охраны границы и ведут необходимые для этого регистрацию лиц и учет фактических данных; б) обеспечивают военно-техническими мерами недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы на местности; в) проводят пограничные поиски и операции, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность, осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию Пограничных войск; г) осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению, рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним. В пределах пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, территориальных вод Российской Федерации, где установлен пограничный режим, в пунктах пропуска через государственную границу, а также на территориях, прилегающих к ним административных районов и городов, пограничники вправе возводить необходимые инженерно-технические сооружения, сопровождать транспортные средства, проверять документы, временно ограничивать или запрещать движение транспорта, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов, временно ограничивать или запрещать движение транспорта, производство различных работ. Пресекая нарушения режимных правил, пограничники вправе доставлять граждан в соответствующие помещения, задерживать их, подвергать личному досмотру, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владении, и документы; осматривать не военные суда, допустившие нарушения, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения; применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и использовать служебных собак.
|