Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогический колледж № 4 санкт-петербурга
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Методический материал по теме «Развитие актерского мастерства»
Курс: Психолого-педагогический практикум В 3б гр. (спец. 050710), 143 гр. (спец. 050303)
Составила: Фроликова Н.В.
Литература: «Как научиться красиво и правильно говорить» РИТОРИКА. М.Ханин, С-Пб –1997, «Корона»
1. Раздел «ТЕХНИКА РЕЧИ» - дыхание: вдох, выдох, пауза. Основная задача: научиться управлять дыханием так, чтобы оно не мешало во время речи. Виды дыхания: глубокое (межреберное), частое (легкие быстрые заборы воздуха во время речи), высокое дыхание (посыл воздушного потока по вертикали – вверх в голову). Практика: выполнение упражнений – тренингов на разные виды дыхания, используя четверостишья. Основная задача: рациональное использование разных видов дыхания. А –И.П. – стоя, руки опущены, ноги на уровне плеч, расслабьтесь: 6 с. вдох, 6 с. задержка, 6 с. выдох (повторить 10-12 раз ) Самоконтроль: сосредоточиться и мысленно контролировать последовательность дыхания до автоматизма и снятия напряжения. Б – И.П. – ноги на уровне плеч, руки на диафрагме, сделать вдох через нос как бы принюхиваясь, наполняя воздухом дифрагму, а затем на одном выдохе, делая ударения на каждом слоге, прочесть стих.: На-ша Та-ня гром-ко пла-чет: Уро-ни-ла в реч-ку мя-чик, Ти-ше, Та-неч-ка, не плачь- Не уто-нет в реч-ке мяч! Читая стих., медленно наклоняться вперед, концовка должна совпасть с окончанием наклона(повторить 3-5 раз). Самоконтроль: нельзя дополнительно вдыхать, не напрягать голосовые связки и мышцы шеи, распределять расход воздуха. В – И.П. – ноги на ширине плеч, рот открыт, язык на нижней губе. Можно использовать зеркало. Вдох через нос, не закрывая рта, прочесть на выдохе стих.: Ве-тер по мо-рю гу-ля-ет И ка-раб-лик под-го-ня-ет Он бе-жит се-бе в вол-нах На раз-ду-тых па-ру-сах. Выполнить упражнение 5-7 раз. Самоконтроль: выполнять все требования, снять физическую и нервную нагрузку. Домашнее задание: самостоятельно подобрать материал и отработать все виды дыхания. Оформить карточки. Проявлять настойчивость, систематичность в выполнении упражнений.
- дикция: артикуляция губ, языка, используя зеркало. Упражнения выполняются сидя. А – Губы вытянуть хоботком, затем сильно растянуть в улыбку, обнажая зубы (10 раз). Самоконтроль: для устранения напряжения можно облизать губы, проглотить слюну, щеки должны быть неподвижны, на начальной стадии можно придерживать руками. - Хоботок повернуть влево и вправо 10 раз, чтобы он был перпендикулярно зеркалу. Самоконтроль: следить за неподвижностью щек. - Хоботок вверх-вниз, подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны(10 раз) Самоконтроль: не старайтесь, чтобы амплитуда движения губ была большой. - Кончиком языка упритесь в щеку и растяните ее, а затем другую, словно вы во рту катаете конфетку. Сильнее(10 раз). - Упритесь кончиком языка в нижнюю, а затем в верхнюю губу(10раз ). Самоконтроль: выполнять легко, без напряжения. - Просуньте язык между губами, свернув его трубочкой(5 раз). Б – Работа с гласными и согласными звуками. У, О, А, Э, И, Ы (выучить последовательность) Выстрелы: бу, бо, ба, бэ, би, бы пу, по, па, пэ, пи, пы Каждый звук произносится на новом вдохе и выдохе (5 раз), так, чтобы не было ощущения, что в горле «першит». В – Упражнения со скороговорками. Последовательность: тщательно по складам прочитать несколько раз, прочитать с обычной для вас скоростью уверенно, увеличить скорость, больше, затем на пределе возможностей, вновь тщательно артикулируя каждую букву. Используйте эту последовательность в работе с разными скороговорками: - От топота копыт пыль по полю летит, - Осип охрип, Архип осип, - Курьера курьер обгоняет в карьер, - Дарья дарит дыни Дине, - В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи. – сила голоса, чтение стихов: выделение ключевого слова (____), создание пауз(Ç), повышение и понижение голоса(¯), слитное чтение(| ). Домашнее задание: подобрать небольшое стихотворение, расставить дикционные и интонационные знаки, прочитать соответственно знакам, поставить знаки по-другому, сравнить звучание. Прочесть другому человеку, выяснить, какой вариант понравился больше. Оценить чтение других.
2 Раздел «ИГРЫ»: А. На знакомство, сплочение. - «Снежный ком». Сесть ровным полукругом, добиться именно ровного полукруга, ценно: сам. работа, поиск. Осанка, руки, ноги. Каждый называет свое имя слева – направо, повторяя предыдущие имена, таким образом последний перечисляет всех присутствующих плюс себя самого. - «Имя». Произнести свое имя с нарастающей или убывающей громкостью (по знаку ведущего) вставая и садясь соответственно тому, каким голосом произносится имя. - Распределиться слева направо по росту (от высокого до низкого и наоборот) за 5 ударов ведущего. - Распределиться по длине волос (сначала короткие, в середине -самые длинные, в конце -опять короткие) за 5 ударов - Распределиться по цвету одежды (от самого светлого к темному) - Под равномерные хлопки: левой ладонью – о левую ногу, правой – о правую ногу, между ударами хлопок в ладоши и т.д. Во время хлопков назвать свое имя и одно следующее (по выбору, не повторяясь) за 10 ударов. - Распределиться по размеру обуви: 1 вариант – от самого маленького к самому большому; 2 вариант – в середине самый большой, а по краям самые маленькие. Б. На концентрацию, самоконтроль, развитие памяти. - «Пишущая машинка». Соблюдать ритм игры, выполнять команды ведущего. Перечислить по порядку буквы алфавита и запомнить те, которые назвал – это твои буквы в игре. «Печатание фразы» (сначала короткую, затем перейти к длинной) начинает первая буква, которая не произноситься, а обозначается хлопком. Между хлопками (буквами) играющих – хлопок ведущего, сама буква не произносится. Пробелы между словами фиксируются общим хлопком, точка фиксируется общим вставанием, другие знаки препинания – другими движениями (поднять руки, топнуть ногами и т.д.). Примечание: игру целесообразнее проводить с большим количеством участников, так чтобы каждому досталось не больше 2 букв. - «Слон, капитан, пальма». Стоя в кругу играющие получают каждый свой образ. Образу соответствует определенное движение-знак, его надо показать по сигналу ведущего, который стоит в кругу и называет в разбивку слова: слон (обе руки вытянуть вперед), пальма (обе руки поднять вверх полукругом), капитан (руки поднести к глазам как бинокль). Тот кто ошибется занимает место ведущего. Усложнение: добавить обезьяну (стоящие от нее игроки слева и справа делают уши, округлив руки). В. Игры в парах: - «Три позиции». Первая позиция – поставить стулья в два ряда, Вторая позиция – сесть напротив друг друга, Третья позиция – поменяться местами. Все позиции выполняются по сигналу ведущего. - «Портрет». С закрытыми глазами (или отвернуться) описать внешний вид партнера. Открыть глаза, сравнить. Больше очков набирает тот, кто опишет правильно и мелкие детали одежды. - «Эфир». Разбиться на пары, разойтись по всему пространству, не смотреть друг на друга. По сигналу ведущего начать разговор на любую тему между собой. Все одновременно. В этом шуме необходимо «настроиться» на своего партнера и понять, что он хочет сообщить. Ведущий проверяет, кому удалось понять друг друга лучше. - «Презентация». Постараться найти в себе самые лучшие черты, описать лучшие свои поступки так, чтобы убедить партнера, чтобы тот мог подтвердить другим, что ты достойный человек.
3 Раздел: «ТРЕНИНГИ». - «Магазин канцелярских товаров». Инструкция: представьте, что вы продавец канцелярских товаров, к вам пришел покупатель, который выбрал товар, расскажите о товаре так, чтобы покупатель не смог отказаться. Примечание: Подобрать разнообразные канцелярские предметы, сделать витрину. - «Пародия». Под фонограмму изобразить известных певцов так, чтобы их узнали. Примечание: подобрать фонограмму можно каждому дома или в студии (по жребию) в зависимости от уровня подготовки участников, можно использовать сценические атрибуты данного певца. - «Литературный герой». Выбрать дома литературного героя (из известного произведения), сделать костюм, выучить небольшой отрывок, представить героя. - «Оркестр». На карточках написать название любого музыкального инструмента. Инструкция: исполнить на нем мелодию (знакомую, узнаваемую) звуком данного инструмента. Можно индивидуально, можно хором (оркестром). - «Придумай рассказ». 2 и более участников. Один начинает на любую тему рассказ с одного предложения, далее продолжает следующий (предложение), потом третий и т.д. Примечание: не произносить фраз, которые не позволяют партнеру продолжить рассказ (и тогда я проснулся и т.п.). Старайтесь, чтобы история была веселой, занимательной.
- «Комплемент». 2-3 человека по кругу говорят друг другу приятные фразы, чтобы они красиво звучали и отражали действительность. Примечание: комплементы произносить с обаянием и уверенностью. Можно использовать афоризмы, пословицы, тосты, отрывки из стихов и т.д., но несложные. - «Критики». 2-3 человека и водящий, который рассказывает о каком-то поступке. Остальные указывают на негативные явления поступка, стараясь испортить настроение ведущему, который 2-3 минуты противостоит напору «критиков», защищая свою позицию (опираться на аргументы). - «Литературный пересказ». Заранее прочитать какой-нибудь художественный текст (15-10 стр.), обратить внимание на ключевые слова, перескажите его за 2-3 минуты, используя эпитеты, определения, сравнения. «Свернуть» текст в художественную информацию. - «Импровизация». Найти наугад какое-нибудь слово (можно заготовить на карточке). Составить небольшой рассказ (2 мин.). Примечание: можно задать жанр рассказа - сказка, повесть, информация, анекдот и т.д. - «Интонации». Произнесение текста (разного жанра) с разной интонацией: высмеивая, трагично, псевдоглубокомысленно, блатной стиль, ирония, с намеком. Примечание: тексты и форму интонации подготовить на карточках.
|