Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практические занятия. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Профессионализм режиссера определяется, прежде всего, его умением работать с актером, поэтому первый семестр посвящен практическому освоению основ системы К.С. Станиславского и учения В.И. Немировича-Данченко. Если искусство актера одно из средств познания мира человека, если оно выражает природу человека – необходимо начать с простейшего подражания этой природе. Когда студент–режиссер овладеет этим, научится быть естественным, лишь тогда он сможет оценить естественность и органичность актера, сможет избирать для него те выразительные средства, которые считает необходимыми для выражения самочувствия, сможет вводить их в новые связи, сможет преображать их, образовывать новые элементы. Познавая основы мастерства актера, природу актерского самочувствия, студент приобретает самую важную черту режиссера во взаимоотношениях с актером – умение почувствовать индивидуальность актера, постоянно следить за ней в период работы, ощущать, как отзываются в актере замыслы автора и режиссера, куда направляется воображение и фантазия актера, в какой степени можно настаивать на выполнении того или иного задания. В.И. Немирович-Данченко пишет о том, что режиссер «должен одновременно следовать за волей актера и направлять ее, направлять, не давая чувствовать насилия. Уметь не оскорбительно, любовно, дружески передразнить: вот что у вас выходит, вы этого хотели? Чтобы актер воочию увидел себя, как в зеркале... Нужно ли говорить, что для этого режиссер должен обладать актерской потенцией? В сущности, говоря, он сам должен быть глубоким, разнообразным актером». Разбираясь в элементах системы К.С. Станиславского, постепенно познавая их суть, необходимо помнить о том, что Станиславский всегда настаивал на том, что понимать в нашей профессии, означает уметь. Уметь видеть, развивать в себе способность к восприятию. В комплексе элементов внешней и внутренней техники актера главным в процессе обучения является чувственное восприятие. Восприятие – есть основа и источник сценического отношения и оценки актера, а значит источник любого сценического действия. Познание принципов и форм восприятия, его тренировку и развитие необходимо начинать с первого дня обучения, а уже вокруг него можно строить изучение других элементов. В практический курс первого семестра по мастерству актера входят: * упражнения на освоение элементов внутренней и внешней техники; * сценические импровизации и игры; * этюды на сценическое восприятие; * жизненные наблюдения; * этюды на «профессиональный навык» и т. д. Однако, в любом намерении педагога должно быть главным – пробуждение пристрастия к действию, как к основному элементу актерской школы «переживания». Верность действию, проходящая через весь учебный процесс, обеспечивает цельность и неделимость его на отдельные элементы. Студенты с самого начала обучения приучаются к поэтизации действия, рождаемого сценическим событием. Именно событие явилось ключом к методу действенного анализа, что дало возможность К.С. Станиславскому развить основы высшей правды о природе театрального искусства. Восприятие события – поиск самого первого, непосредственного ощущения происходящего, не придуманное, не взятое напрокат из чужих находок, не вторичное, а свое, индивидуальное. Воздействие события должно порождать в студенте, стремление выявить («выстроить» – для студента–режиссера) неповторимый поступок в адрес события. Современный театр стремится к личному, гражданскому присутствию актера в предлагаемых обстоятельствах, в восприятии и оценке события. Любая имитация подлинного восприятия является нарушением творческого процесса. Главный принцип восприятия: мое первое впечатление, переведенное в действие, в поступок. На восприятии события необходимо, меняя предлагаемые обстоятельства, тренировать воображение студентов, добиваясь качественного выполнения вариантов задания. На этом должно быть основано воспитание образного мышления режиссера. Педагоги добиваются от студентов предельной искренности и откровенности самовыражения. Прививают вкус к сегодняшнему способу выражения своих мыслей и чувств, к современной лексике простых психофизических действий. Этому способствуют упражнения в актерской импровизации. Основная цель импровизации в первом семестре – познание закономерностей творческой деятельности через свою природу и характер сценической игры. Это импровизации, рождающиеся от заданного жеста, сценической позы, слова, атмосферы, темпа–ритма и т.п. В таких импровизациях тренируются в комплексе все элементы внутренней и внешней техники актера, достигается и такая важная цель первого этапа обучения как раскрепощение, освобождение студента, причем, не только физически, но и психологически. Главное достоинство подобных упражнений заключается в выработке у актера импровизационного самочувствия, составляющего суть творческой природы артиста. «Усвоить психологию импровизирующего актера – это, значит, найти себя как художника» (М. Чехов). Импровизационное самочувствие так же связано с восприятием. Это постоянная готовность воспринять явление, факт, событие, поступки партнеров. Это особенно проявляется в работе над этюдами, которые А.Д. Попов понимал как «импровизацию живых человеческих действий». В качестве первого этапа работы над этюдами – раздел «наблюдения», который может включать самые разнообразные задания: наблюдения за трудовыми процессами и трудовыми навыками, логикой физических действий, физическим самочувствием людей самых разных возрастов и профессий, характером их восприятия окружающей действительности. Эти элементы могут усложняться путем их сочетания, соединения и доводиться до уровня развернутого этюда. В такой работе изучаются черты восприятия у каждого студента, т. е. его способность удивляться, анализировать, сопереживать и сострадать, негодовать, философствовать, размышлять, пародировать, иронизировать и т. д. На экзамен в конце первого семестра выносятся упражнения и этюды – индивидуальные, парные и групповые. Маленький отрезок сценической жизни – этюд, который мы выносим, проявляет отношение студента к миру, к людям, к обществу, когда его сознание занято содержанием, а не беспокойством за результат показа. Экзамен – тот же урок (хотя открытый и очень ответственный), и вырастает он органично из уроков подготовительного этапа. Список литературы: а) основная литература 1. Азы актерского мастерства. Сборник статей к 40-летию театрально-педагогической деятельности Петрова В.В. - СПб.: РЕЧЬ, 2002г. 237ст. 2. Галендеев, В.Н. «Метод и школа Льва Додина» [Текст] / В.Н., Галендеев - СПб.: 2004г. 79ст. 3. Гиппиус, СВ. «Актерский тренинг. Гимнастика чувств» [Текст] / СВ., Гиппиус - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. 2006г. 377ст. 4. Голубовский, Б. «Наблюдения, этюд, образ» [Текст] / Б., Голубовский - М,: ГИТИС, 2001г. 141ст. 5. Демидов, Н.В. «Искусство жить на сцене» [Текст] / Н.В., Демидов - М.: Изд. Искусство, 1965. 381ст. 6. Как рождаются актеры. Книга о сценической педагогике. СОТИС - СПб.: 2001г. 185ст. 7. Кнебель, М.О. «О действенном анализе пьесы и роли» [Текст] / М.О., Кнебель - М.: Г.И. ис-во. 1961г. 129ст. 8. Немирович-Данченко, Вл.И. «Статьи, речи, беседы» с.с: 2т. Г.И. ис-во, 1982г. 9. Рождественская, Н.В., Толошин, А.В. «Креативность: пути развития и тренинги» [Текст] / Н.В., Рождественская, А.В., Толошин -СПб,: РЕЧЬ, 2006г. 316ст. 10. Станиславский, К.С. с.с: 8т. -Г.И. ис-во., 1954г. 11. Чехов, М.А. «Литературное наследие» с.с: 2т. М.: Изд. Искусство, 1986г.
б) дополнительная литература 1. Агеев, В. «Театр должен быть в своем роде экстримом» [Текст] / Театр, жизнь. 2002. - № 3. С. 28-30. 2. Брук, П. «Пустое пространство» [Текст] /П., Брук -М.: из-во. «Прогресс», 1976 год. 3. Буров, А.Г. «Сверхзадача» [Текст] / А.Г., Буров - М.: Сов. Россия, 1981 4. Бюклинг, Л. «Михаил Чехов в западном театре и кино» [Текст] / Л., Бюклинг - СПб.: Академ, проект, 2000. 560 с. 5. Вениаминова, Л.Ф. «Мастерство актера в терминах и определениях К.С Станиславского» [Текст] / Л.Ф., Вениаминова - М.: Сов. Россия, 1961 6. Волконский, С. «Выразительный человек» [Текст] /С, Волконский - издательство «Аполлон», 1913 г. 7. Голубовский, Б.Г. «Пластика в искусстве актера» [Текст] / Б.Г., Голубовский - М.: Искусство, 1986 8. Гринтер, В.А. «Ритм в искусстве актера» [Текст] / В.А., Гринтер - М.: Просвещение, 1966 9. Гротовский, Е. «От бедного театра к искусству проводнику» [Текст] /Е., Гротовский - М.: «Артист, режиссер, театр», 2003 год. 10. Ершов, П. «Искусство толкования» [Текст] /П., Ершов - в 2-х томах, Дубна, изд. Центр «Феникс», 1997 г. 11. Зайонц, М. ««Маска» без маски» [Текст] / М., Зайонц // Итоги. 2003. № 20. С. 48-51: ил. 12. Захаров, М. «Контакты на разных уровнях» [Текст] /М., Захаров - М.: Искусство, 1988 год. 13. Иванов, В.В. «Евгений Вахтангов и Михаил Чехов: Игра на краю, или Театральный опыт трансцендентального» [Текст] / В.В., Иванов - М.: Наука. 2003. С. 464-478. 14. Калужских, Е.В. «О взаимодействии метода физических действий К.С. Станиславского с принципами биомеханики Вс.Э. Мейерхольда в процессе работы над спектаклем» [Текст] / Е.В., Калужских - Челябинск. 2000. 4.2.С. 41-43. 15. Кнебель, М.О. «Поэзия педагогики» [Текст] /М.О., Кнебель - М.: ВТО, 1976г. 16. Кнебель, М.О. «Вся жизнь» [Текст] /М.О., Кнебель - М.: ВТО, 1967 17. Корогодский, З.Я. «Репетиции... Репетиции... Репетиции» [Текст] / З.Я., Корогодский - М.: Сов. Россия, 1978 18. Кудряшов, О.Л. «Внутренняя жизнь роли» [Текст] / О.Л., Кудряшов - M.: Сов. Россия, 1981 19. «Мастерство режиссера» [Текст] / сборник научных трудов, из-во ГИТЙС, 1988 год. 20. «Мастерство режиссера» [Текст]/ГИТИС, Москва, 2001 год. 21. Мейерхольд, В.Э. «Лекции 1918-1919 гг.» [Текст] / Сост. Фельдман О.М. М: О.Г.И., 2001 -280с. 22. Мухин, И.В. «Проблема телесной выразительности» [Текст] / Й.В., Мухин-- СПб. 2000. Т. XV: Искусство И. С. 132-145. 23. Немирович-Данченко, Вл. И. «Из прошлого» [Текст] / Вл.И., Немирович-Данченко - М.. 2003. 348 с. 24. Немирович-Данченко, Вл.И. «Театральное наследие» [Текст] /Вл.И,, Немирович-Данченко -В. 4т. М.: Изд-во «Моск. Худож. театр». Т.2.: Письма выдающегося театрального режиссера, педагога, театрального деятеля, основателя Московского Художественного театра Вл.И. Немирович-Данченко (1858-1943). Две трети писем публикуются впервые. 25. Новицкая, Л.П. «Тренинг и муштра» [Текст] / Л.П., Новицкая - М.: Сов. Россия, 1969 26. Новицкая, Л.П. «Уроки вдохновения» [Текст] / Л.П., Новицкая - М.: ВТО, 1984 27. Пазолини, П.П. «Манифест нового театра. Театр Слова» [Текст] / П.П., Пазолини - Киновед. Записки. 2001 №51. С. 141-160. 28. Станиславский, К.С. «Моя жизнь в искусстве» [Текст] / К.С, Станиславский, Авт. Пре-дисл. Доронина Т.В. - М.: Вагриус, 2003. 508 с. ISBN 5956000538 29. Сулимов, М. «Посвящение в режиссуру» [Текст] /М., Сулимое - издат. Дом. Санкт-Петербургского ун-та, 2004 г. 30. «Театр во времени и пространстве» [Текст] / сборник научных статей, М., из-во ГИТИС, 2002 год. 31. Товстоногов, Г. А. «Классика и современность» [Текст] / Г.А., Товстоногов - М.: Сов. Россия, 1975 32. Товстоногов, Г.А. «Зеркало сцены» [Текст] / Г.А., Товстоногов - Л.: Искусство, 1980 33. Филыдтинский, В. «Набор в театральную школу» [Текст] / В., Фильштинский - Балтийские сезоны. 2000. №2 - С. 90-94. 34. Эйзенштейн, С.Н. «Психологические вопросы искусства» [Текст] / С.Н., Эйзенштейн -М.: Смысл, 2002. 335 с. 35. Эфрос, А. с.с. в 4-х томах/издательство «Пана», Фонд русск. Театр, 1993 год. 36. Гиппиус, СВ. Актерский тренинг. Гимнастика чувств [Текст]/СВ. Гиппиус-СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.-377 с.: ил.- (Золотой фонд актерского мастерства). 37. Дэвис, М. Большая книга влияния [Текст]: Тренинг воздействия/М. Дэвис, К. Палег, П. Фашшш\-СПб.: Прайм-ЕВРО311АК, 2008.-351с 38. Дюпре, В. Как стать актером [Текст]/В.Дюпре.-Ростов н/Д.: Феникс, 2007.-192 с-(Золотой фонд). 39. Кипнис, М. Актерский тренинг [Текст]: более 100 игр, упражнений этюдов, которые помогут вам стать первоклассным-актером/М. Кипнис.-М.; СГО.: АСТ: Прайм ВРОЗНАК, 2008.-249 с.: ил.-(Золотой фонд актерского мастерства). 40. Комики: великие и забытые [Текст]: [сб.ст.].-М.; Владимир: 3ебра Е: АСТ, 2008.-304: ил.-(Актерская книга). 41. Красовская, В.М. Западноевропейский летный театр [Текст]: От истоков до середины XVIII века/В.М. Красовская.-2-е изд., испр.-СПб.; М.; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2008.-320 с.: ил.-(Мир культуры, истории и философии). 42. Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр [Текст]: Очерки истории. Пре-романтизм/В.М. Красовская.-2-е изд., испр. -СПб.; М; Красно дар: Лань; Планета му-зыки, 2009.-448 с.: ил.-(Мир культуры, истории и философии). 43. Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр [Текст]: Романтизм/В.М. Красовская.-2-е изд., испр.-СПб.; М.; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2008.-512.с.: ил.-Мир культуры, истории и философии). 44. " Красовская, В.М. Русский балетный театр [Текст]: От возникновения до середины XIX века/В.М. Красовская.-2-е изд., испр.- СПб.; М.; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2008.-384 с.: ил.-(Мир культуры, истории и философии). 45. Красовская, В.М. Русский балетный театр [Текст]: Второй половины XIX ве-ка/В.М. Красовская.-2-е изд., испр.-СПб.; М.; Краснодар: Лань; Планета музыки, 2008.-688 с.: ил.-(Мир культуры, истории и философии). 46. Петров, В.А. Основные драматические системы театрального искусства XX века [Текст]: учеб. пособие/В.А. Петров; Челяб. гос. акад. культуры и искусств.-Челябинск, 2008.-107 с. 47. Суленёва, Н.В. Постмодернистские коды: от молчаливого слова к звучащей речи [Текст]: монография/Н.В. Суленёва; Челяб. гос. акад. культуры и искусств.-Челябинск, 2007.-331 с. 48. Чаплин, Ч. Как заставить людей смеяться [Текст]/Ч. Чаплин.-М.: АСТ: Зебра Е, 2008.- 680 с.: ил.-(Актерская книга). 49. Чурсина, В. Сценические формы кубанского фольклора [Текст]: 210-летию заселения Кубани черноморскими казаками посвящается. Вып. 1/В.И. Чурсина. Красно дар, 2004.-123 с.: нот. 50. Юнисов, М.В. Маскарады. Живые картины. Шарады в действии [Текст]: Театрализованные развлечения и любительство в русской культуре второй половины XVIII - начала XX века/М.В. Юнисов.-СПб.: Композитор, 2008.-304 с.: ил.
|