Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Народная художественная культура, профиль «Руководство любительским театром», квалификация (степень) бакалавриатСтр 1 из 4Следующая ⇒
Кафедра театрального творчества и экранных искусств Данная методическая разработка призвана помочь студентам заочного отделения в их самостоятельной работе в межсессионный период. Она включает в себя содержание занятий первого курса, основные требования к их выполнению, темы контрольной работ, практические задания, требования к итоговому экзамену первого семестра, литературу, а также методические рекомендации. Работа предназначена для студентов ОГИИК, направления «Народная художественная культура», квалификации «руководитель любительского театра». Развитие любительского театрального искусства в нашей стране, требует подготовки режиссера, способного руководить работой театрального коллектива на всех ступенях его развития - от студии до самого высокого в творческом и организационном отношении вида театрального коллектива – любительского театра, студии. Большое значение в процессе воспитания и обучения режиссера имеет идейное и художественное качество драматического материала. Содержание упражнений, этюдов, отрывков из драматических произведений, пьес для учебных и дипломных спектаклей должно способствовать пониманию студентами задач театрального искусства в формировании высоких нравственных качеств человека. Одним из основных принципов формирования будущего специалиста является органическая связь предметов " Режиссура" и " Мастерство актера". Освоение элементов внутренней техники актерского мастерства подготавливает студентов к будущей самостоятельной работе с актерами. Учитывая специфику работы режиссера в театральном коллективе, студенты должны проявить особое внимание к методике учебно-воспитательной работы с актерами. Для режиссера необходимо развивать творческое воображение и фантазию, в которых образное и действенное начало слиты воедино. Профессиональному росту студента-режиссера способствует неразрывная связь теории и практики, которые выражаются количеством проб и выходов на сценическую площадку. Процесс воспитания и обучения режиссера включает следующие основные этапы. 1. Изучение теоретических основ режиссуры. 2. Освоение элементов внутренней техники актерского мастерства. 3. Работу над режиссерскими упражнениями, этюдами, отрывками и актами из пьес. 4. Работу над инсценированными рассказами и отрывками из пьес. 5. Режиссерский анализ пьесы. 6. Создание режиссерского замысла и постановочного плана. 7. Работу с актерами над образами в процессе создания спектакля. 8. Работу с художником и композитором (над музыкальной партитурой спектакля). 9. Работу по созданию световой и звуко-шумовой партитуры. Учеба завершается постановкой студентами-выпускниками дипломного спектакля. В задачу первого года обучения входит комплексное овладение элементами внутренней техники актера, реализованными в действии, на основе учения К.С. Станиславского и В. И. Немировича–Данченко. Главная педагогическая задача первого курса – выявление индивидуальности каждого студента во всех аспектах его личности: гражданской и творческой направленности, индивидуальных особенностей, природных способностей. Недопустимой представляется унификация студентов, стирание особенностей личности каждого. Поэтому учебный процесс должен быть организован так, чтобы свободно проявлялась человеческая сущность каждого студента. Это необходимо и для того, чтобы по окончании учебного года определить возможность дальнейшего обучения студента по избранной им профессии. Право на профессию определяет и способность жить в коллективе: самоотверженно, активно трудиться для других. Основное ядро коллектива формируется, как правило, на первом курсе, чтобы к старшим курсам стать крепким человеческим, рабочим содружеством. Таким образом, главная учебно-творческая проблема первого года обучения – выявить в студентах способность к активному восприятию. Восприятию окружающей жизни, искусства, литературы в широком смысле слова и восприятию сценического события, предлагаемых обстоятельств – в узком, профессиональном смысле. Первое, яркое, предельно эмоциональное не придуманное, а максимально естественное и неповторимо личное восприятие – вот на чем основывается учебный процесс. Профессиональной базой первого курса является «школа» т. е. технология актерского мастерства и режиссерского искусства. Приучаясь к систематической и разнообразней работе над собой, студенты обретают потребность к самовоспитанию, тогда можно говорить о пробуждении профессионального самосознания. Каждый год студенты два раза приезжают на сессию, где они работают под руководством преподавателя и выполняют учебную программу, утвержденную на кафедре. В перерывах между сессиями учеба заключается в выполнении контрольных работ и в самостоятельных поисках в театральной самодеятельности, которая рассматривается как учебно-производственная практика. Цель контрольных работ:
1. Углубление знаний по теории и практике пройденной в период сессии программы. Этому способствует изучение литературы и записей уроков преподавателей. 2. Подготовка творческих возможностей студента к следующей сессии (упражнения, этюды и отрывки разрабатываются студентом самостоятельно. На сессию он должен привезти уже обработанный материал, черновые наброски последующей работы). Контрольные и курсовая работы высылаются на кафедру для проверки в сроки, указанные в учебном графике.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
I. Введение в специальность.
II. Упражнения и этюды по предмету «Актерское мастерство»:
1. Этюды на основе автобиографического материала или наиболее ярких, запомнившихся жизненных событий. 2. Упражнения на режиссерскую фантазию (выполнение заданного действия в различных предлагаемых обстоятельствах, создание этюда на оценку событий). 3. Комплексные этюды на элементы внутренней и внешней техники. 4. Упражнения на организацию сценического пространства (студенту предлагается расположить на сцене мебель, вещи, детали внешнего оформления - ширмы, двери, сукна, окна - с целью создания обстановки, в которой должно проходить или произошло определенное действие). 5. Этюды на создание сценической атмосферы. Образное видение заданного события заставит студента организовать пространство в соответствии со своим замыслом, ввести дополнительные средства выразительности - музыкальное, шумовое и световое оформление. В результате этой подготовительной работы студент должен найти мотив для появления в данном этюде человека, (этюд должен быть без слов). 6. Этюды на предлагаемые обстоятельства автора (по мотивам или сюжету песни, басни, рассказа или произведения живописи).
III. Основные принципы воспитания и обучения актера по системе К. С. Станиславского:
1. Упражнения, воспитывающие у студента умение логически и последовательно действовать в данных предлагаемых обстоятельствах для достижения цели.
2. Упражнения, которые помогают осваивать элементы актерского мастерства: освобождение мышц, действие, «если бы» предлагаемые обстоятельства, воображение, сценическое внимание, чувство правды, логика и последовательность, вера и сценическая наивность, эмоциональная память, общение, темпо-ритм, характерность, мизансцена. 3. Этюды, выражающие сложные факты и события.
При подготовке к зимней сессии студенты выполняют первую контрольную работу.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 (1 семестр)
Теоретические вопросы (изложить тезисно):
1. Театр как вид искусства. Его особенности и отличия от других видов искусства. Общественная роль театра. 2. Роль драматургии в театральном искусстве. 3. Режиссер в театре. Его функции. Специфика режиссерской работы в любительском театре. 4. Этика К.С. Станиславского. Ее особенности в любительском театре. Для правильного, понимания основных принципов театра необходимо исходить из положений эстетики, рассматривающей искусство, как специфическую форму отражения действительности, как особую форму общественного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочетается образное познание мира с творческим подходом этапа познания. Важно отметить эстетические предпосылки, обусловливающие значение искусства, его связи с политикой и моралью. Следует остановиться на теоретических принципах системы К.С.Станиславского, которые выражают стремление к подлинной художественной правде. В решении этих вопросов художественного творчества Станиславский исходит из того, что театр - искусство, отражающее жизнь, но при этом не механически копирующее, а дающее художественный синтез процессов и явлений. При изучении материала по первому вопросу следует определить место театра среди других видов искусства и определить особенности, отличающие его от литературы, живописи, музыки и архитектуры. Рассматривая театр как особый вид искусства, нужно остановиться на принципе коллективности в творческом процессе и творческой атмосфере, при которой принципиальная, квалифицированная, доброжелательная критика, высокая требовательность к самому себе и окружающим становятся законом творчества, следуя которому каждый член коллектива отдает частицу себя для осуществления идейно-художественных целей большого коллектива. Следует отметить и такие особенности театрального искусства: - сценическое действие - главное художественное средство театра; - актер - центральная фигура театра; - сила воздействия театрального искусства на зрителя; - современность и театр. Отвечая на вопрос о роли драматургии в театральном искусстве, нужно исходить из признания главенствующей роли драматурга в театре, где мастерство режиссера заключается в умении раскрыть идейный замысел драматурга с помощью всех сценических средств. Для освещения раздела о роли и значении режиссера в постановке спектакля студент должен знать специфику искусства театра и функции режиссера как " толкователя" пьесы (педагога-воспитателя, организатора-постановщика). Здесь важно отметить значение мировоззрения режиссера для его творчества. Вопрос об эстетических принципах любительского театра должен выявить Ваше понимание значения коллективного характера сценического искусства, отношения актера к коллективу и, наоборот, коллектива к одному актеру. Здесь же определите связь этики с мировоззрением художника, с идейными целями его искусства. Какое значение Вы придаете артистической этике в работе Вашего коллектива. Приведите примеры, подтверждающие мысли о значении артистической этики и дисциплины. В конце работы укажите, какой литературой Вы пользовались.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: 1) Подготовить и показать на контрольном уроке упражнения, смысл которых - научиться работать с воображаемыми предметами. 2) Подготовить 2-3 упражнения по элементам внутренней техники актерского мастерства и.провести их с группой (слуховое внимание, зрительное, обонятельное и осязательное внимание, концентрированное внимание); 3) Представить тему этюда, над которым будете работать в период сессии. Упражнения и этюды должны включать в себя хорошо Вам знакомые жизненные действия, факты - и события, до мельчайших подробностей известные физические действия, связанные с ощущением тяжести, температуры, цвета, звуков и т. д. Исполнители этюдов и упражнений должны последовательно проживать все моменты действий, чтобы их поступки и пристройки стали до конца продуктивными и целесообразными. При любом исполнении упражнения- или этюда не демонстрируйте действие, а пытайтесь исследовать каждую ступень его до тех пор, пока Вы не начнете действовать с легкостью, непринужденностью, при минимальной затрате физических сил. Необходимо проделать путь от сознательного овладения логикой и последовательностью действия до подсознательного его выполнения. К. С. Станиславский считал, что упражнения на память физических действий имеют такое же значение для драматического актера, как вокализы для певца, гаммы для пианиста и экзерсисы для танцора. Второй пункт предполагает проведение занятий по тренингу психотехники с членами театрального коллектива, участником или руководителем которого является студент-заочник. На занятиях под руководством преподавателей в процессе сессии он имеет возможность проверить и уточнить свои педагогические возможности.
|