Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народная художественная культура, профиль «Руководство любительским театром», квалификация (степень) бакалавриат






Кафедра театрального творчества и экранных искусств

Данная методическая разработка призвана помочь студентам заочного отделения в их самостоятельной работе в межсессионный период. Она включает в себя содержание занятий первого курса, основные требования к их выполнению, темы контрольной работ, практические задания, требования к итоговому экзамену первого семестра, литературу, а также методические рекомендации.

Работа предназначена для студентов ОГИИК, направления «Народная художественная культура», квалификации «руководитель любительского театра».

Развитие любительского театрального искусства в нашей стране, требует подготовки режиссера, способного руководить работой театрального коллектива на всех ступенях его развития - от студии до самого высокого в творческом и организационном отношении вида театрального коллектива – любительского театра, студии.

Большое значение в процессе воспитания и обучения режиссера имеет идейное и художественное качество драматического материала. Содержание упражнений, этюдов, отрывков из драматических произведений, пьес для учебных и дипломных спектаклей должно способствовать пониманию студентами задач театрального искусства в формировании высоких нравственных качеств человека.

Одним из основных принципов формирования будущего специалиста является органическая связь предметов " Режиссура" и " Мастерство актера". Освоение элементов внутренней техники актерского мастерства подготавливает студентов к будущей самостоятельной работе с актерами. Учитывая специфику работы режиссера в театральном коллективе, студенты должны проявить особое внимание к методике учебно-воспитательной работы с актерами.

Для режиссера необходимо развивать творческое воображение и фантазию, в которых образное и действенное начало слиты воедино.

Профессиональному росту студента-режиссера способствует неразрывная связь теории и практики, которые выражаются количеством проб и выходов на сценическую площадку.

Процесс воспитания и обучения режиссера включает следующие основные этапы.

1. Изучение теоретических основ режиссуры.

2. Освоение элементов внутренней техники актерского мастерства.

3. Работу над режиссерскими упражнениями, этюдами, отрывками и

актами из пьес.

4. Работу над инсценированными рассказами и отрывками из пьес.

5. Режиссерский анализ пьесы.

6. Создание режиссерского замысла и постановочного плана.

7. Работу с актерами над образами в процессе создания спектакля.

8. Работу с художником и композитором (над музыкальной партитурой

спектакля).

9. Работу по созданию световой и звуко-шумовой партитуры.

Учеба завершается постановкой студентами-выпускниками дипломного

спектакля.

В задачу первого года обучения входит комплексное овладение элементами внутренней техники актера, реализованными в действии, на основе учения К.С. Станиславского и В. И. Немировича–Данченко.

Главная педагогическая задача первого курса – выявление индивидуальности каждого студента во всех аспектах его личности: гражданской и творческой направленности, индивидуальных особенностей, природных способностей. Недопустимой представляется унификация студентов, стирание особенностей личности каждого. Поэтому учебный процесс должен быть организован так, чтобы свободно проявлялась человеческая сущность каждого студента. Это необходимо и для того, чтобы по окончании учебного года определить возможность дальнейшего обучения студента по избранной им профессии.

Право на профессию определяет и способность жить в коллективе: самоотверженно, активно трудиться для других. Основное ядро коллектива формируется, как правило, на первом курсе, чтобы к старшим курсам стать крепким человеческим, рабочим содружеством.

Таким образом, главная учебно-творческая проблема первого года обучения – выявить в студентах способность к активному восприятию. Восприятию окружающей жизни, искусства, литературы в широком смысле слова и восприятию сценического события, предлагаемых обстоятельств – в узком, профессиональном смысле.

Первое, яркое, предельно эмоциональное не придуманное, а максимально естественное и неповторимо личное восприятие – вот на чем основывается учебный процесс.

Профессиональной базой первого курса является «школа» т. е. технология актерского мастерства и режиссерского искусства. Приучаясь к систематической и разнообразней работе над собой, студенты обретают потребность к самовоспитанию, тогда можно говорить о пробуждении профессионального самосознания.

Каждый год студенты два раза приезжают на сессию, где они работают под руководством преподавателя и выполняют учебную программу, утвержденную на кафедре. В перерывах между сессиями учеба заключается в выполнении контрольных работ и в самостоятельных поисках в театральной самодеятельности, которая рассматривается как учебно-производственная практика.

Цель контрольных работ:

 

1. Углубление знаний по теории и практике пройденной в период

сессии программы. Этому способствует изучение литературы и записей

уроков преподавателей.

2. Подготовка творческих возможностей студента к следующей сессии

(упражнения, этюды и отрывки разрабатываются студентом самостоятельно.

На сессию он должен привезти уже обработанный материал, черновые наброски последующей работы).

Контрольные и курсовая работы высылаются на кафедру для проверки в сроки, указанные в учебном графике.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

 

I. Введение в специальность.

 

II. Упражнения и этюды по предмету «Актерское мастерство»:

 

 

1. Этюды на основе автобиографического материала или наиболее ярких, запомнившихся жизненных событий.

2. Упражнения на режиссерскую фантазию (выполнение заданного

действия в различных предлагаемых обстоятельствах, создание этюда на

оценку событий).

3. Комплексные этюды на элементы внутренней и внешней техники.

4. Упражнения на организацию сценического пространства (студенту

предлагается расположить на сцене мебель, вещи, детали внешнего оформления - ширмы, двери, сукна, окна - с целью создания обстановки, в которой должно проходить или произошло определенное действие).

5. Этюды на создание сценической атмосферы. Образное видение заданного события заставит студента организовать пространство в соответствии со своим замыслом, ввести дополнительные средства выразительности - музыкальное, шумовое и световое оформление. В результате этой подготовительной работы студент должен найти мотив для появления в данном этюде человека, (этюд должен быть без слов).

6. Этюды на предлагаемые обстоятельства автора (по мотивам или

сюжету песни, басни, рассказа или произведения живописи).

 

III. Основные принципы воспитания и обучения актера по системе К. С. Станиславского:

 

1. Упражнения, воспитывающие у студента умение логически и последовательно действовать в данных предлагаемых обстоятельствах для достижения цели.

 

2. Упражнения, которые помогают осваивать элементы актерского

мастерства: освобождение мышц, действие, «если бы» предлагаемые обстоятельства, воображение, сценическое внимание, чувство правды, логика и последовательность, вера и сценическая наивность, эмоциональная память, общение, темпо-ритм, характерность, мизансцена.

3. Этюды, выражающие сложные факты и события.

 

При подготовке к зимней сессии студенты выполняют первую контрольную работу.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 (1 семестр)

 

Теоретические вопросы (изложить тезисно):

 

1. Театр как вид искусства. Его особенности и отличия от других

видов искусства. Общественная роль театра.

2. Роль драматургии в театральном искусстве.

3. Режиссер в театре. Его функции. Специфика режиссерской работы

в любительском театре.

4. Этика К.С. Станиславского. Ее особенности в любительском театре.

Для правильного, понимания основных принципов театра необходимо исходить из положений эстетики, рассматривающей искусство, как специфическую форму отражения действительности, как особую форму общественного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочетается образное познание мира с творческим подходом этапа познания. Важно отметить эстетические предпосылки, обусловливающие значение искусства, его связи с политикой и моралью. Следует остановиться на теоретических принципах системы К.С.Станиславского, которые выражают стремление к подлинной художественной правде.

В решении этих вопросов художественного творчества Станиславский исходит из того, что театр - искусство, отражающее жизнь, но при этом не механически копирующее, а дающее художественный синтез процессов и явлений.

При изучении материала по первому вопросу следует определить место театра среди других видов искусства и определить особенности, отличающие его от литературы, живописи, музыки и архитектуры.

Рассматривая театр как особый вид искусства, нужно остановиться на принципе коллективности в творческом процессе и творческой атмосфере, при которой принципиальная, квалифицированная, доброжелательная критика, высокая требовательность к самому себе и окружающим становятся законом творчества, следуя которому каждый член коллектива отдает частицу себя для осуществления идейно-художественных целей большого коллектива. Следует отметить и такие особенности театрального искусства:

- сценическое действие - главное художественное средство театра;

- актер - центральная фигура театра;

- сила воздействия театрального искусства на зрителя;

- современность и театр.

Отвечая на вопрос о роли драматургии в театральном искусстве, нужно исходить из признания главенствующей роли драматурга в театре, где мастерство режиссера заключается в умении раскрыть идейный замысел драматурга с помощью всех сценических средств.

Для освещения раздела о роли и значении режиссера в постановке спектакля студент должен знать специфику искусства театра и функции режиссера как " толкователя" пьесы (педагога-воспитателя, организатора-постановщика). Здесь важно отметить значение мировоззрения режиссера для его творчества.

Вопрос об эстетических принципах любительского театра должен выявить Ваше понимание значения коллективного характера сценического искусства, отношения актера к коллективу и, наоборот, коллектива к одному актеру.

Здесь же определите связь этики с мировоззрением художника, с идейными целями его искусства.

Какое значение Вы придаете артистической этике в работе Вашего коллектива. Приведите примеры, подтверждающие мысли о значении артистической этики и дисциплины.

В конце работы укажите, какой литературой Вы пользовались.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1) Подготовить и показать на контрольном уроке упражнения, смысл которых - научиться работать с воображаемыми предметами.

2) Подготовить 2-3 упражнения по элементам внутренней техники актерского мастерства и.провести их с группой (слуховое внимание, зрительное, обонятельное и осязательное внимание, концентрированное внимание);

3) Представить тему этюда, над которым будете работать в период

сессии.

Упражнения и этюды должны включать в себя хорошо Вам знакомые жизненные действия, факты - и события, до мельчайших подробностей известные физические действия, связанные с ощущением тяжести, температуры, цвета, звуков и т. д.

Исполнители этюдов и упражнений должны последовательно проживать все моменты действий, чтобы их поступки и пристройки стали до конца продуктивными и целесообразными. При любом исполнении упражнения- или этюда не демонстрируйте действие, а пытайтесь исследовать каждую ступень его до тех пор, пока Вы не начнете действовать с легкостью, непринужденностью, при минимальной затрате физических сил. Необходимо проделать путь от сознательного овладения логикой и последовательностью действия до подсознательного его выполнения.

К. С. Станиславский считал, что упражнения на память физических действий имеют такое же значение для драматического актера, как вокализы для певца, гаммы для пианиста и экзерсисы для танцора.

Второй пункт предполагает проведение занятий по тренингу психотехники с членами театрального коллектива, участником или руководителем которого является студент-заочник.

На занятиях под руководством преподавателей в процессе сессии он имеет возможность проверить и уточнить свои педагогические возможности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал