Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания.
Занятия в стенах института начинаются с выявления профессиональных качеств студента. С этой целью преподаватели предлагают студентам работу над самыми элементарными упражнениями, тренирующими собранность и настройку к действию: сделать подарок на день рождения, наколоть дрова, пришить пуговицу, почистить рыбу, приготовить завтрак, принести ведро воды, вырыть арык в пустыне, назначить свидание любимой и т.д. С первых шагов работы преподаватели должны требовать полного соучастия исполнителей: полного включения их собственного " Я" в предлагаемые обстоятельства этюдов. Процесс воспитания и обучения будущих режиссеров должен включать в себя изучение индивидуальных качеств студента: что его интересует, чем он занимается, велик ли его багаж жизненных восприятий, в чем студент наиболее уязвим, какие грани в нем более заразительны, какие " зоны заразительности" еще надо развивать, велика ли его эрудиция и т.д. Ход изучения или процесс " душевного раскрепощения" ведется через этюды-упражнения. Этюд - жизненный факт, зафиксированный, сфотографированный человеческой памятью, обогащенный его фантазией, становится художественным явлением, когда он затрагивает личные, ему (студенту) присущие человеческие грани, волнует его как личность. Уже в этюдах их исполнители должны обнажать все чувства, заразить своим видением других людей. Так как этюд является простейшим видом драматического произведения, к нему применимы те же требования, что и к пьесе при создании ее драматической канвы. Предъявляется комплекс требований при его исполнении, как и к спектаклю при его воплощении. В нем должны быть вехи для развития сквозного действия, конфликта - направленность человеческого темперамента (во имя чего?), тема, волнующая студента. Наличие этих элементов при построении этюда, когда взаимоотношения одного-двух или нескольких " Я" в предлагаемых обстоятельствах настолько обострены, поступки их настолько отобраны, точны и закончены, что они образуют жизненную атмосферу, этот " воздух времени и места", может сделать его художественным произведением. Являясь автором и исполнителем этюдов на уроках мастерства актера и участвуя в обсуждении работ своих товарищей, студенты проверяют органичность природы этюдов, логику и последовательность поступков в данных предлагаемых обстоятельствах, т.е. выступают как толкователи своих видений, " вливая" в эти толкования свой опыт. Организация этюдов способствует преодолению пассивности студентов, внутренней боязни, дает возможность обнаружить необходимость развития у студентов тех или иных качеств будущего режиссера (актера). Наиболее важный момент заключается в том, что уже первые, самые простые упражнения по изучению элементов внутренней техники должны включать в себя задания, способствующие выявлению индивидуальных качеств студентов. С усложнением упражнений растет и режиссерская нагрузка, ведя студента к организации самостоятельного этюда, где полнее раскрываются достоинства и недостатки учеников. Таким образом, педагог имеет возможность обратить внимание студента на развитие одних и наиболее полное использование других выразительных граней, направить ученика к преодолению проблем, поставленных в процессе обучения. Особенно полезной является работа над комплексными режиссерскими этюдами.
КОМПЛЕКСНЫЕ ЭТЮДЫ:
Каждый человек имеет свои представления о жизни, ощущения предлагаемых обстоятельств и мест действия, богаче или беднее, это зависит от жизненного опыта, наблюдательности, тонкости восприятия жизненных явлений, особенностей внутреннего настроя. Ощущения жизни, которые связаны с теми или иными местами действия, должны быть воплощены в этюде. Массовые этюды, где должна присутствовать полифония многих голосов, жизнь многих " Я" в предлагаемых обстоятельствах, это наиболее сложный этап, требующий более тщательной разработки партитуры этюда. В них студенты уже не могут обойтись без составленной заранее цепочки физических действий, где они определяют поступки каждого из исполнителей и направляют индивидуальность каждого " Я" в нужное русло. В любом этюде, а в массовом особенно, задача студента - сделать свою мысль понятной для всех, заразить ею исполнителей, сделать так. чтобы " Я не могу молчать" режиссера стала " болезнью" актера, через актера -достоянием зрительного зала. В лучших этюдах студентов, показанных на экзаменах, всегда присутствует человек с его внутренним богатством, с неповторимыми, присущими только этой индивидуальности чертами, поступками, мыслями. Но эти этюды, как и любая ученическая работа, требуют корректировки, причем работа должна вестись в присутствии всех студентов группы. Исполнители же должны уметь мыслить на сцене, уметь выразить в этюде личное отношение к различным ситуациям в жизни. Искренность, чистота, органичность исполнителей могут придать им сценическое обаяние, а этюду - художественную целостность. В контрольной работе Вам следует указать, над каким упражнением работаете, готовясь к сессии. Выбирая тему и продумывая сюжетные ходы в построении этюда, нужно исходить из того, что исполнители должны действовать от своего имени в хорошо известных им предлагаемых обстоятельствах. В основе этюда, как уже говорилось, лежит действенный факт, восприятие и оценка которого раскрывает содержание (тему) этюда. При выборе предлагаемых обстоятельств и определении главного события нужно исходить из потребности (необходимости) в физических действиях, так как на первом этапе овладения мастерством актера мы стремимся к минимальному количеству слов.
Вопросы для самопроверки:
|