Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Измерение секстаном высот светил через искусственный горизонт
Если горизонт закрыт, то при наличии штиля или при плавании во льдах высоту светила можно измерить в искусственный горизонт. Искусственный горизонт представляет собой плоский сосуд, наполненный жидкостью (ртуть, масло). Идущий от светила луч падает на поверхность искусственного горизонта под углом h и после отражения под тем же углом попадает в глаз наблюдателя. Поэтому отчет секстана будет равен двойной высоте светила 2h. Вместо измерения h в искусственный горизонт можно измерить высоту светила относительно ватерлинии вспомогательного судна, находящегося в вертикале светила.
Рисунок 11 — Принцип измерения через искусственный горизонт
Порядок наблюдений высот светил в искусственный горизонт следующий: а) установить отсчет секстана на предполагаемую высоту светила; б) наблюдатель с секстаном располагается как можно ближе к горизонту; в) совмещая прямовидимое изображение светила с дважды отраженным, получают удвоенную высоту светила. При наблюдении Солнца совместить прямовидимый и дважды отраженный диски практически невозможно вследствие большой яркости светила; поэтому необходимо замечать соприкосновение их краев. Если прямовидимое изображение диска Солнца находится сверху, а дважды отраженное – снизу, то измеряется высота нижнего края (рисунок 11). При нахождении изображения дважды отраженного диска Солнца над диском прямовидимого Солнца измеряется высота верхнего края. В первом случае отсчет h на секстане будет иметь меньшую величину, чем во втором.
Измерение секстаном горизонтальных углов между береговыми объектами При измерении горизонтальных углов между береговыми объектами производятся все те же приготовления, как и при астрономических наблюдениях. В практике судовождения при измерении углов между береговыми объектами обычно не требуется высокой точности, поэтому погрешностью индекса можно пренебречь, если она не превышает нескольких минут, однако лучший вариант заключается в предварительном ее устранении как описано выше. Суть метода заключается в следующем: необходимо навести трубу на левый объект, а затем передвигать алидаду в ту или другую сторону до тех пор, пока в поле зрения трубы не появится дважды отраженное изображение правого объекта. Затем, действуя микрометрическим винтом необходимо привести указанные изображения в точное совмещение. После этого необходимо взять отсчет по лимбу и нанести данный измеренный угол на карту.
|